Статьи
АСЕАН–Россия: региональные и глобальные измерения сотрудничества
Шагеев Валерий Александрович
Ключевые слова: АСЕАН, АТР, взаимодействие, безопасность, Россия, КНР, США.
В АСЕАН (Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии), созданную в 1967 г. в настоящее время входят 10 государств: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. АСЕАН – это самый емкий рынок с населением более 600 млн. чел. и производственная площадка с суммарным объемом ВВП свыше 2,3 трлн. долларов.
Пройдя через полувековую непростую историю, организация не только выжила, но и, по мнению экспертов, доказала свою эффективность. Таково, в частности, мнение бывшего министра иностранных дел Малайзии А. Бадави. Он полагает, что это удалось благодаря приверженности к взаимному сотрудничеству и прагматизму, отсутствию идеологизированности и постоянному стремлению к поиску компромисса.
Сегодня в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) сталкиваются интересы крупнейших держав мира – это, прежде всего, интересы США, Китая, а также России, Японии, Южной Кореи, КНДР и др.
Члены АСЕАН, естественно, заинтересованы в практическом сотрудничестве с КНР как с крупнейшим партнером, серьезным инвестором, а порой и щедрым донором. С другой стороны, страны-члены АСЕАН опасаются попасть в слишком большую зависимость от могучего соседа. Не последнюю роль играют в этом сохраняющиеся территориальные споры в Южно-Китайском море.
Российская сторона в силу многих факторов заинтересована в сильной АСЕАН и готова участвовать во многих ее проектах, как по проблемам безопасности в регионе, так и для развития торгово-экономического взаимодействия.
Опасения вызывают и попытки Вашингтона «прибрать к рукам» эту структуру. Весьма активно эти попытки разворачивалось при президенте Обаме. Новый глава Белого Дома Д. Трамп, правда, уже заявивший о выходе США из Тихоокеанского партнерства, может существенно изменить американскую политику в АТР. Однако в каком направлении произойдет это изменение?
США до недавнего времени использовали организации типа АСЕАН и конфликты, возникающие в этом регионе, для существенного наращивания своих военно-политических позиций, в том числе через предоставление заинтересованным сторонам своего покровительства. Как мы видим, уже и Трамп после победы на выборах начал говорить о «необходимости укрепления военного могущества США в мире и создания самой сильной на планете армии».
Вышесказанное позволяет, как мы считаем, сделать несколько выводов и предположений:
- Необходимость расширения международного сотрудничества требует, чтобы территориальные споры в Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии решались в политически предсказуемом международном режиме, без нанесения ущерба какой-либо из сторон; с этой целью необходимо формировать здесь такие международные структуры безопасности, которые бы учитывали интересы всех расположенных здесь государств.
- Россия уже заявляла о потребности формирования организационно Большой Евразии в качестве второго полюса современного мира. Предполагается, в том числе, развитие российско-китайского партнерства, расширение ШОС, дальнейшее становление ЕАЭС, нацеливание наших общих задач на выстраивание оси ЕАЭС-ШОС-АСЕАН с включением в нее также и находящихся сегодня вне рамок этих организаций стран. Это позволило бы создать общеконтинентальный пояс безопасности, обеспечивающий благоприятные условия многостороннего сотрудничества.
- Стабилизирующую роль в регионе играет Россия. Этот аспект ее политики имеет дальнейшую перспективу. Так, именно по инициативе Москвы в 2013 г. запущен межгосударственный диалог по формированию в АТР «архитектуры безопасности, сотрудничества и устойчивого развития»;
Однако в области торгово-экономического сотрудничества, в сфере размещения инвестиций, технологического и инновационного развития роль России здесь является явно недостаточной, особенно при учете исключительно высокой конкуренции в этих сферах применительно этому динамично прогрессирующему региону. Возможности развития сотрудничества России с АСЕАН могли бы сыграть в этом одну из опережающих ролей. Кроме всего прочего, это способствовало бы, с учетом возможностей региона, внесению дополнительного вклада в развитие нашей экономики.
Календарь ИВ РАН
Март 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
26 | 27 | 28 | 29 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |