ИВ РАН

Статьи

Всепакистанская перепись населения 2017: усеченно расширенный формат

Серенко Ирина Николаевна

 

Ключевые слова: гендерная идентичность, трансгендер, трансфобия, сунниты, шииты, ахмадийцы, урдуизация.

После 19-ти летнего перерыва в Пакистане с 15 марта текущего года в стране наконец-то стартовала очередная, шестая по счету всеобщая перепись населения. Она продлится в два этапа до 25 мая и будет проводиться силами более 118 тыс. специально подготовленных для этого переписчиков и 200 тыс. военных, что вполне оправдано в условиях   сохраняющегося в Пакистане повышенного уровня террористической угрозы. В стране предприняты дополнительные меры безопасности для предотвращения терактов и завершения в запланированные сроки.

Отличительной особенностью нынешней переписи является новый формат, который расширяется за счет включения в раздел о половом составе населения дополнительной, ранее немыслимой для консервативного пакистанского общества позиции. В переписные листы наравне с общепринятыми пунктами о женской или мужской половой принадлежности граждан внесен третий вариант ответа при опросе населения – трансгендер. Это нововведение вполне можно рассматривать, как официальное признание государством права гражданина на выбор своей гендерной идентичности. Стоит заметить, однако, что декларация этого права не означает его практической реализации в пакистанском обществе, где  трансгендеры не ощущают себя полноценными членами социума, постоянно подвергаются дискриминации и воспринимаются согражданами как люди второго сорта (их исторически связывают с существованием института евнухов при дворе Великих Моголов, более 300 лет  правивших на территориях современных Афганистана, Бангладеш, Индии и Пакистана).

Члены этого маргинального сообщества зарабатывают себе на жизнь в основном за счет увеселения публики песнями и танцами на различных частных мероприятиях (свадьбы, дни рождения и т.д.), а также с помощью предоставления сексуальных услуг и попрошайничества. При этом они не только подвергаются общественному осуждению и остракизму, но нередко также и  физическому истреблению. Так, на почве трансфобии в одной только пакистанской провинции Хайбер Пахтунхва, по сообщениям пакистанской прессы, в 2015-2016 гг. были убиты 46 трансгендеров, а также зарегистрированы свыше 300 случаев физического насилия и жестокого обращения с ними. И это несмотря на то, что их немногочисленному по меркам почти двухсотмиллионного Пакистана сообществу (350-500 тыс. человек) удалось в 2012 г.  по решению Верховного суда получить равные права с остальными гражданами страны. Предоставленное трансгендерам в 2011 г. право на голосование было впервые    реализовано ими в ходе прошедших в 2013 г.  всеобщих парламентских выборов. При этом они, пусть и безрезультатно, выдвинули для участия в них кандидатов-трансгендеров с целью отстаивания своих прав в высшем законодательном органе.

Наряду с такой гендерной толерантностью перепись предполагает отразить также и религиозное многообразие пакистанского ландшафта. Гражданам предлагается указать, к какой религиозной общине они относятся (мусульманской, христианской, индуистской, ахмадийской). На самом деле такой подход больше свидетельствует о внутримусульманской фобии на фоне радикализации пакистанского общества, где сунниты и шииты, несмотря на  сохраняющиеся между ними противоречия, все же рассматриваются как единая мусульманская община, но за ее рамки выводятся исповедующие ислам ахмадийцы, подвергающиеся постоянным преследованиям и гонениям со стороны пакистанских исламистов. Проживающие в стране сикхи, парсы и бахаи вообще не включены в переписной лист отдельной опцией.

Лингвистическое многообразие пакистанского государства, представленного наличием более 70 различных языков, усечено в переписных листах до 9 языковых опций. Это вполне соответствует курсу государства на урдуизацию страны с целью укрепления пакистанской идентичности посредством использования всеми проживающими в стране этносами единого национального языка. И это несмотря на то, что урду является родным лишь для 7% населения Пакистана. Сведения о национальной принадлежности ограничены двумя пунктами: пакистанец или иностранец.

За недостоверные данные предусматривается заключение под стражу сроком до 6 месяцев, а также штраф в размере до 50 тыс. пакистанских рупий (480 долл. США).

Несомненно, итоги новой переписи населения Пакистана 2017 г. при всем ее усеченно расширенном формате позволят создать более полный социально-демографический портрет этого государства, сохраняющего свою традиционность, но вместе с тем постепенно интегрирующегося в современный мир либерализации и глобализации, предполагающий наличие религиозной, гендерной, этно-лингвистической толерантности.   Как   в реальности обстоят с этим дела в Пакистане и должны показать результаты переписи.

Календарь ИВ РАН

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Анонсы

22 – 23 апреля 2024 года
Международная научная конференция «45 лет Исламской Республике Иран»
Центр изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН проводит конференцию, в которой принимают участие сотрудники Института востоковедения, представители научно-исследовательских центров и высших учебных заведений Москвы, Нижнего Новгорода, Саратова, а также Армении, Грузии, Узбекистана, ИРИ (в формате онлайн).
24 – 26 апреля 2024 года
Международная научная конференция «Бартольдовские чтения»
24–26 апреля 2024 г. состоится Международная научная конференция «Бартольдовские чтения», которая является продолжением многолетней научной традиции.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ