Статьи

28 марта 2017г. в Москве встретились президенты РФ и ИРИ

Восточная аналитика '2017, №3

 

Встреча президентов России и Ирана 28.03.2017г. отчетливо показала, что Россия укрепляет свои позиции глобального игрока, и что она рассматривает Иран в качестве важнейшего регионального центра силы. Тот перечень проблем, который был поднят на встрече, особенно по определению общих позиций по Сирии, Афганистану, Ираку, Йемену, по борьбе с международным терроризмом, - свидетельствует о том, что руководство обеих стран перспективы взаимного сотрудничества не рассматривает отдельно от ситуации в мире и регионе и стремится развивать это сотрудничество в тех сферах и тех формах, которые бы способствовали стабильности в регионе.  Для России и для Ирана, безусловно, чрезвычайно важно совпадение политических и геополитических интересов по ряду принципиальных позиций, однако обе страны стремились после подписания СВПД прервать негативный тренд в экономических связях. Если за первое десятилетие 2000-х годов товарооборот увеличился в 5,3 раза, достигнув в 2011г. 3,75 млрд. долл., то из-за ужесточения санкционного режима объем торговли резко сократился, составив в 2015г. всего 1,2 млрд. долл. И только в 2016г. удалось выйти на значительный рост товарооборота. И западные, и российские компании пытаются после подписания СВПД вернуться на иранский рынок и расширить свое присутствие на нем. Однако нельзя недооценивать и существующие риски для их деятельности. Это и пока не очень высокие темпы роста иранской экономики, и сохраняющиеся низкие цены на энергоресурсы, экспорт которых обеспечивает Ирану платежеспособность, и сохраняющиеся санкции США. Для России ситуация усложняется еще и осложнившимися отношениями с Западом, и тем, что обе страны в силу своих энергоресурсов являются объективными конкурентами на энергетическом рынке. Эти проблемы и попытались разрешить президенты двух стран на встрече 28 марта. Что-то удалось, что-то осталось нерешенным. На мой взгляд, чрезвычайно важным и для России, и для Ирана стало то, что Россия вполне определенно высказалась за принятие Ирана в члены ШОС. Хотя было заявлено о завершении работ по подготовке соглашения о создании зоны свободной торговли в рамках ЕАЭС, к сожалению, на встрече окончательного соглашения по этому вопросу не было достигнуто. Многие из 16 подписанных документов являются  меморандумами, а не соглашениями или контрактами, но это можно рассматривать как вполне отчетливый сигнал для российского бизнеса о государственной поддержке его развития в иранском направлении. На встрече было подтверждено выделение Россией коммерческого кредита, в том числе на электрификацию железной дороги Гармсар-Инче Бурун, что безусловно будет способствовать завершению работ по обустройству МТК «Север-Юг», одинаково выгодного для повышения транзитного потенциала России и Ирана. Удалось достичь Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках граждан России и Ирана как начала процесса облегчения визового режима. Как и ожидалось, был подписан Меморандум о сотрудничестве в области торговли электрической энергии, фактически оформивший начавшуюся реализацию проекта по обмену электроэнергией между соседними странами. Одним из важнейших результатов встречи можно считать соглашение по строительству двух новых блоков АЭС в Бушере, что безусловно станет фактором роста товарооборота и услуг.

 Возможно, что некоторые круги и Ирана, и России ожидали более масштабных договоренностей. На мой взгляд, в значительной мере эти ожидания подпитывались политическими интересами элит обеих стран, в т.ч.  связанными с соотношением «сближение-противостояние» с новой президентской командой США. Да, может быть, глобального «прорыва» в отношениях и не произошло. Но программа российско-иранского сотрудничества, отраженная в принятых 16 документах, носит взвешенный умеренный характер, принятое Совместное Заявление акцентирует внимание не на противопоставление другим центрам силы, а на совпадении позиций по наиболее актуальным «болевым проблемам», а это отвечает интересам обеих стран, особенно в ситуации сложных отношений обеих стран с США, в преддверии президентских выборов в Иране в мае 2017г.

Приложение:

Подписанные документы:

  1. Соглашение между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о передаче лиц, осужденных к лишению свободы.
  2. Протокол о внесении изменений в Договор между РФ и ИРИ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.
  3. Соглашение между Правительством РФ и Правительством ИРИ о безвизовых групповых туристических поездках граждан РФ и граждан ИРИ.
  4. Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики РФ и Министерством энергетики ИРИ о сотрудничестве в области торговли электрической энергии.
  5. Меморандум между Министерством спорта РФ и Министерством спорта и молодежи ИРИ о сотрудничестве в области физической культуры и спорта.
  6. Меморандум о сотрудничестве в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерством дорог и градостроительства ИРИ.
  7. Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой по аккредитации (РФ) и Национальным центром по аккредитации (ИРИ).
  8. Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в области связи и информационных технологий между Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и Министерством связи и информационных технологий ИРИ.
  9. Меморандум о взаимопонимании между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Организацией по атомной энергии Ирана в области транспортировки ядерных материалов.
  10. Меморандум о взаимопонимании между Акционерным обществом «Росгеология» и Национальной иранской нефтяной компанией.
  11. Соглашение о сотрудничестве между Фондом «Росконгресс» и Торгово-промышленной палатой ИРИ.
  12. Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в газовой сфере между Публичным акционерным обществом «Газпром» и Национальной иранской нефтяной компанией.
  13. Соглашение о конфиденциальности между Публичным акционерным обществом «Газпром» и Национальной иранской нефтяной компанией.
  14. Меморандум о стратегическом сотрудничестве по электрификации железных дорог между Открытым акционерным обществом «РЖД» и «Железными дорогами ИРИ».
  15. Контракт на электрификацию железнодорожного участка Гармсар – Инче Бурун и поставку российского оборудования и локомотивов.