ИВ РАН

Статьи

Марокко: продвижение программы реформ способствует экономическому росту

Руденко Людмила Николаевна

 

Ключевые слова: Марокко, реформы, экономический рост, субсидии, промышленный рост.

Марокканская экономика в 2014-2016 гг. росла более быстрыми темпами, чем в Египте и Тунисе. В то же время власти страны добились определенных успехов в сокращении дефицитов государственного бюджета и баланса текущих операций путем уменьшения так называемых топливных субсидий. Следует отметить, что они были введены в королевстве в 2000 г. По мере роста нефтяных цен ассигнования на субсидии увеличились с 2,5% ВВП в 2000 г. до 6,5% в 2012 г., что ложилось тяжелым бременем на госбюджет. Поэтому правительство начало проводить реформирование этой сферы, поднимая с июня 2012 г. розничные цены на дизельное топливо, газолин и мазут. В результате экономия составила 0,7% ВВП в указанном году. Субсидии были еще более значительно сокращены в соответствии с программой, завершенной в январе 2012 г. По оценке рейтингового агентства Fitch Ratings, на субсидии приходилось лишь 4,4% ВВП в 2015 г.

Учитывая, что экономический рост королевства находился на уровне, который обеспечивал снижение фискального дефицита, а также продвижение в стране программы реформ, МВФ в июле 2014 г. предоставил Марокко кредит в 5 млрд. долл. США. Ранее Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ выделили Марокко финансовую помощь в аналогичном объеме.

Правительство страны планирует снизить дефицит государственного бюджета с 4,3% ВВП в 2015 г. до 3% в 2017 г., согласно данным МВФ. При этом государственный долг Марокко сохранится на достаточно высоком уровне. Как предполагает Fitch Ratings, к 2018 г. этот показатель удастся уменьшить лишь до 43% ВВП (в 2014 г. – 49,2%), если прирост ВВП в обозримой перспективе будет не ниже 4-5% в год.

Что касается темпов экономического роста Марокко в среднесрочной перспективе, то эксперты МВФ надеются, что благодаря последовательной реализации реформ и ожидаемому восстановлению спроса на марокканскую продукцию со стороны стран Евросоюза, они стабилизируются в пределах 5,0-5,5%. В предшествующие годы прирост ВВП страны в реальном выражении колебался в диапазоне от 2,7% в 2012 г. до 4,4% в 2013 г. и 3,6% в 2014 г.

С другой стороны, чрезмерная зависимость от конъюнктуры на европейских рынках является серьезной проблемой для марокканской экономики. Согласно данным МВФ, почти 60% экспорта королевства приходится на страны еврозоны. Кроме того, основным двигателем экономического роста в Марокко в последние годы являлось сельское хозяйство, доля которого в производстве ВВП страны, по данным Министерства экономики и финансов, составляет около 20%. Поэтому правительство королевства поставило задачу, наряду со стабилизацией финансового положения, продолжать диверсификацию своей экономики, одновременно снижая зависимость от экспорта на рынки стран-членов Евросоюза и от сельскохозяйственного сектора. Для достижения поставленных целей страна взяла курс на развитие индустриальной базы и повышение конкурентоспособности как в традиционных отраслях промышленности (химическая, текстильная, пищевая, добыча и обработка фосфатов), так и в новых для страны областях (автомобилестроение, производство электротоваров и комплектующих для авиационной техники, сбор и утилизация отходов, телекоммуникации и информационные технологии).

Как известно Марокко удовлетворяет 30% мирового спроса на фосфаты, которые необходимы для производства фосфорных удобрений. Государственная компания «ОСР» в последние годы начала реализацию программы стоимостью 6,3 млрд. евро с целью удвоить добычу фосфатов к 2020 г. и повысить квоту их обработки до 80%. По мнению ряда экспертов, растущий экспорт фосфоритов может повысить его роль в качестве крупного источника свободно конвертируемой валюты для королевства. Развитие новых видов индустрии также позволяет стране не только диверсифицировать источники доходов, но и создавать рабочие места.

Перспективной отраслью хозяйства Марокко является автомобилестроение. Правительство оказывает поддержку предприятиям этой отрасли посредством предоставления налоговых льгот, устранения бюрократических барьеров, а также путем создания выгодных условий для строительства заводов на территории страны иностранным компаниям. Примером успешности такой политики явился ввод в эксплуатацию в 2012 г. французской компанией «Рено» завода в Танжере производительностью 170 тыс. автомобилей в год. Вместе с производством на заводе в Касабланке мощности производителей автомобилей в стране выросли до 400 тыс. шт. в год. Важно отметить, что расположенный в свободной торговой зоне завод в Танжере может вывозить автомобили в Европу без уплаты экспортной пошлины.

Сектор по производству комплектующих для авиационной техники Марокко включает более 100 фирм, расположенных в свободной зоне Midpark, вблизи аэропорта «Касабланка». Согласно данным Office des Changes, выпуск продукции в этом секторе увеличивался на 15-20% в год в 2014-2015 гг.

Календарь ИВ РАН

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Анонсы

22 – 23 апреля 2024 года
Международная научная конференция «45 лет Исламской Республике Иран»
Центр изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН проводит конференцию, в которой принимают участие сотрудники Института востоковедения, представители научно-исследовательских центров и высших учебных заведений Москвы, Нижнего Новгорода, Саратова, а также Армении, Грузии, Узбекистана, ИРИ (в формате онлайн).
24 – 26 апреля 2024 года
Международная научная конференция «Бартольдовские чтения»
24–26 апреля 2024 г. состоится Международная научная конференция «Бартольдовские чтения», которая является продолжением многолетней научной традиции.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ