ИВ РАН

Статьи

Новые статьи

Джама‘ат ат-Таблига и возрождение религиозных связей Центральной Азии с Индийским субконтинентом

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №6, с.5-17

Балджи Байрам

Изучая причины продолжающегося “возрождения” ислама в Центральной Азии, исследователи привыкли выстраивать типологию факторов этого явления. Как правило, выделяют внутренние факторы – местные традиции, конфессиональную политику и прочее, а также внешние факторы, связанные с деятельностью зарубежных государств и исламистских организаций, более всего повлиявших на трансформацию ислама в странах Центральной Азии, в том числе религиозное влияние из арабских стран, Турции, Ирана и Афганистана. При этом нередко забывают про течения, идущие из Индии и Пакистана, которые, однако, имели сильное и длительное влияние в регионе. Роль ислама в отношениях двух регионов может быть понята лишь через их историю, особенно в эпоху интенсивных взаимодействий при Великих Моголах. Обращение к истории поможет понять природу современных исламских движений, происходящих из Индийского субконтинента, и их развитие в постсоветской Центральной Азии. Эти движения немногочисленны – суфийское братство Накшбандийа, движения Ахмадийа и Джама‘ат ат-Таблиг. Последнее рассматривается в данной статье.


Восприятие текста буддийских сутр в японской литературной традиции сэцува бунгаку VIII–XIII вв.

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №6, с.18-23

Лепехова Елена Сергеевна

В статье анализируется проблема восприятия текста буддийских сутр в японской литературной традиции сэцува бунгаку. Объектом исследования стали рассказы о “Сутре лотоса благого закона” (или сокращенно “Лотосовой сутре”) в источниках: “Нихон рёики” (“Японские легенды о чудесах”, VIII–IX вв.), «Записи о чудесах, сотворенных “Сутрой лотоса” в великой стране Японии» (“Дайнихонкоку хокэкё кэнки”, сокращенно “Хоккэ кэнки”, XI в.) и “Истории, собранные в Удзи” (“Удзи сюи моногатари”, XIII в.) На основании их исследования можно сделать вывод о том, что “Лотосовая сутра” в рассказах сэцува бунгаку IX–XI вв. предстает не только сакральным текстом, но и объектом религиозного поклонения, столь же священным для почитателей, как мощи и статуи Будды. В повествовании текстов сэцува каждый знак “Лотосовой сутры” наделен такой магической силой, что может выступать в качестве отдельного божества. Поэтому процесс чтения и переписывания “Лотосовой сутры”, описанный в сэцува бунгаку, следует воспринимать как мистический ритуал, во время которого происходит непосредственный контакт адепта и божества зрительно (восприятие иероглифов сутры), вербально (декламация сутры) и физически (переписывание сутры).


К интерпретации термина сакалиба в отчете Ибн Фадлана

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №6, с.24-31

Галкина Елена Сергеевна

Статья предлагает новую интерпретацию термина сакалиба, который Ахмад ибн Фадлан, арабский путешественник первой половины Х в., употребляет в своем отчете по отношению к населению Среднего Поволжья. Наиболее вероятно, что этот термин бытовал в данном регионе в означенный период как демоним, т.е. обозначение жителей определенной территории, вне зависимости от их генеалогии, особенностей материальной и духовной культуры. Генезис демонима связан с этносом носителей именьковской археологической культуры IV–VII вв., сходной с достоверно славянскими культурами; с VIII в. ее сменяют тюркские и финно-угорские культуры. Путем от этнонима к демониму могли стать ассимиляционные процессы. Волжская Булгария появилась не ранее конца IX – начала Х в. как объединение различных по происхождению этнополитических групп под началом предводителя булгар. В 920-х гг. Алмуш, правитель булгар, и вслед за ним Ибн Фадлан, обозначали термином сакалиба все подвластные Алмушу этнополитические объединения в совокупности. В ходе закрепления власти булгарских вождей на смену демониму сакалиба приходит термин булгары в трудах Ибн Русте, Мас‘уди, Истахри, Ибн Хаукаля и др.


Взаимоотношения туркменских племен теке и йомут в XVIII–XIX вв.

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №6, с.32-42

Ихсанов Антон Робертович

История взаимодействия двух туркменских племен теке и йомут – один из наиболее показательных эпизодов истории Центральной Азии. Он включает в себя изменения хозяйства, культуры и мировоззрения. Необходимость его изучения предопределена тем местом, которое эти племена занимают в нынешней политике и экономике Туркменистана. Поэтому изучение взаимосвязей между ними в исторической перспективе необходимо для понимания процессов, происходящих в Туркменистане, развития аспектов межкультурной коммуникации и т.д. Исследование охватывает период XVIII–XIX вв.


Шанхайские женщины в первой половине XX в.: от “тройной покорности” к равноправию в браке

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №6, с.43-53

Куприянова Юлия Андреевна

В статье анализируется новое явление в жизни среднего класса китайских женщин, проявившееся в резком изменении семейного статуса жительниц Шанхая в период существования Китайской Республики. В центре исследования находятся повышение статуса дочерей, получение женщиной права на развод, появление большого числа горожанок без семьи и трансформация института младших жен. Показано, что вследствие значительного изменения стиля жизни в сравнение с предыдущими веками городские жительницы получили новые возможности для саморазвития и реализации своего потенциала, но в то же время столкнулись с большим числом сложностей экономического и психологического характера.


Судьба советских курдов

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №6, с.54-64

Иванов Станислав Михайлович

В статье рассматривается судьба курдов, проживавших в СССР, и ныне живущих в Российской Федерации. Российские власти смогли узаконить проживание в Краснодарском, Ставропольском краях, Тамбовской области и других районах страны курдов-беженцев из Армении, Азербайджана и Средней Азии и создать нормальные условия для их жизни и деятельности. Сегодня российские курды являются одной из наиболее активных в социально-политическом отношении диаспор, имеют свои общественные организации, СМИ, в том числе на курдском языке, поддерживают связи и контакты с соплеменниками за рубежом.


Сингапур в составе Малайзии (1963–1965)

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №6, с.65-75

Астафьева Екатерина Михайловна

Два года пребывания Сингапура в составе Малайзии стали последним шагом на пути к обретению им независимости. В статье рассматриваются предпосылки создания Федерации Малайзии и внутриполитические разногласия между центральным правительством в Куала-Лумпуре и правительством Сингапура в период с сентября 1963 г. по август 1965 г., которые привели к отделению Сингапура от Малайзии.


Технологическая катастрофа в Бхопале и риски глобализации

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №6, с.76-88

Цветкова Нина Николаевна

В статье рассматриваются глобальные риски, связанные с деятельностью транснациональных корпораций, характеризуются последствия крупномасштабной экологической катастрофы в индийском городе Бхопале в 1984 г. и проблемы ликвидации загрязнения токсичными отходами территории бывшего завода через 30 лет после катастрофы. Подвергаются критике действия ТНК, которой принадлежал завод, по компенсации последствий экологической катастрофы.


Британские экономические интересы в Палестине в конце XIX − начале XX вв.

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №6, с.89-98

Шаповалов Михаил Сергеевич

Статья посвящена экономическим аспектам британской политики в Палестине в конце XIX − начале XX вв.: насколько британские правящие круги и «бизнес-сообщество» были заинтересованы в проведении политики на Святой Земле, или этот шаг был вызван сугубо политическими и геостратегическими соображениями. В статье анализируется участие Великобритании в железнодорожном строительстве на Святой Земле, в модернизации палестинских портов.


Терминология тибетской теории письма

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №6, с.99-109

Гроховский Павел Леонидович, Крамскова Анна Сергеевна

Тибетская письменность обладает более чем 14-вековой историей и является объектом изучения во всем мире. Данная статья посвящена одному из наименее изученных ее аспектов – терминологической системе, столетиями складывавшейся для описания тибетской письменности и отражающей особенности традиционных представлений тибетцев о письме вообще. В статье дан анализ истории становления теоретической основы тибетской письменности – тибетской теории письма. Опираясь на изучение основных тибетских источников по письму и более чем двух сотен специальных лексических единиц, авторы характеризуют графические элементы тибетского письма и отношения между ними, анализируют различные способы описания последних в рассмотренных источниках и проводят классификацию всех рассмотренных терминов. Дается характеристика терминологической системы тибетской теории письма и ее элементов.


1   2   3 

Календарь ИВ РАН

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонсы

28 марта 2024 года
Лекция Черниковой Ларисы Петровны «Русская эмиграция в Китае: визуальный ряд»
Лекторий «Мир Востока» продолжает работу в марте 2024 года.
28 – 29 марта 2024 года
Четвёртая международная научная конференция «Археология древнего Востока»
Конференция организована Центром археологии доисламского Востока и Центром археологии Нильской долины и состоится 28–29 марта 2024 г. в Институте востоковедения РАН.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ