ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

Каспийское море поделили спустя 20 лет

22 июня 2018 года

… Проект Конвенции, впрочем, не вносит полной ясности в вопрос о размежевании дна. В нем лишь сказано, что «разграничение дна и недр Каспийского моря на сектора осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм права». Руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин назвал эту формулировку «обтекаемой», но «ожидаемой», поскольку российские официальные лица заранее предупреждали, что географических координат в тексте Конвенции не будет, а будут лишь принципы. «Это сделано для того, чтобы двусторонние разногласия в южной части Каспия не согласовывать впятером и не вносить в общий большой документ»,— пояснил он. При этом собеседник «Ъ» отметил, что все же ожидал, что в документе в качестве инструмента разрешения споров будет названа «серединная модифицированная линия», однако она в проекте Конвенции не упоминается.

В то же время из проекта Конвенции следует, что Каспий все же считается морем, а не озером. На признании этого не имеющего выхода к Мировому океану водоема озером опять же настаивал Иран, поскольку в таком случае все пять прикаспийских государств могли бы претендовать на равное разделение его ресурсов и блокировать невыгодные с их точки зрения решения.

Газопровод на двоих

Проект Конвенции вносит ясность в еще один вопрос, ранее вызывавший серьезные споры между «пятеркой». В обнародованном вчера документе ясно сказано, что страны могут прокладывать по дну Каспийского моря трубопроводы, причем для этого требуется согласование только той стороны, через сектор которой он пройдет. Соседей лишь необходимо уведомить о маршрутах прокладки трубопровода.

Таким образом, формально это открывает дверь для строительства Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан. Подобный проект обсуждается с середины 1990-х годов, его суть в том, чтобы, соединив газотранспортные системы этих стран, поставлять туркменский газ транзитом через Грузию и Турцию в Европу. Этот план всегда пользовался активной поддержкой США и Еврокомиссии, поскольку давал Европе реальную альтернативу российскому газу благодаря доступу к значительным туркменским ресурсам (четвертое место в мире по запасам газа). Главным препятствием для проекта всегда считался неурегулированный статус Каспия, притом что два государства региона — Россия и Иран — выступили бы против появления конкурента в виде туркменского газа на рынке Европы. С принятием Конвенции это препятствие может исчезнуть, но другие остаются.

Так, экономическая целесообразность строительства такого газопровода при текущих низких ценах на газ в Европе под сомнением — газопровод из Азербайджана в южную Италию (Южный газовый коридор), который будет введен в эксплуатацию в 2020 году, обошелся в $45 млрд. Кроме того, по предварительному анализу, Транскаспийский газопровод окупится при объеме поставок не менее 30 млрд кубометров в год, и найти рынок для такого объема в южной Европе сейчас практически невозможно.

Однако в газопроводе меньших размеров может быть заинтересована Турция, в которой спрос на газ быстро растет и которая сейчас на 60% зависит от поставок из России. Длина трубы от побережья Туркменистана до восточной границы Турции может составить около 1 тыс. км против 3,8 тыс. км в случае поставки газа в южную Европу…

Притчин Станислав Александрович

Читать полностью первоисточник: «Пункт А»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5