ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

Минобрнауки возьмет на себя финансирование стажировок студентов-востоковедов

4 июня 2023 года

Это позволит увеличить число компетентных специалистов для развития отношений со странами Азии

Минобрнауки возьмет на себя финансирование стажировок студентов-востоковедов в рамках ведомственного проекта развития востоковедческого образования. Об этом рассказал «Ведомостям» директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. Институт, который он возглавляет, был центральным разработчиком проекта.

По словам Маслова, подавляющее большинство стажировок проводилось на двусторонней основе: российский университет посылал студентов на стажировку, зарубежный делал то же самое в ответ. Такие образовательные поездки финансировались зарубежными фондами через посольства или министерства образования стран.

«Впервые с 1991 г. принято решение, что министерство финансирует более сотни стипендий на стажировки как студентов, так и преподавателей. Ежегодно в течение ближайших пяти лет эта практика будет расширяться», – отметил Маслов. Минобрнауки возьмет на себя стажировку «от двери до двери»: проезд, проживание и обучение.

Маслов указал, что стажировка планируется минимум за полгода. Студенты, которые уже поступили на востоковедческие направления, смогут поехать на стажировку в 2024 г. Частота стажировок будет зависеть от программы университета. «Формально единого критерия нет, каждая программа по востоковедению сама определяет, на какой срок, куда и когда посылать людей. Можно посылать на полгода или год после 2-го или 3-го курса. Это ответственность отдельно взятой программы», – заключил он.

Представитель пресс-службы Минобрнауки рассказал «Ведомостям», что программа развития образования и исследований в области востоковедения и африканистики включает в себя создание молодежных лабораторий, введение новой научной специальности «Востоковедение и африканистика», разработку и реализацию комплексных и сетевых программ, а также программ повышения квалификации по этой специальности.

«Сейчас проект на финальной стадии – учтены и согласованы все замечания и предложения. Его представление планируется после утверждения на рабочей группе Минобрнауки РФ. Поскольку программа включает несколько мероприятий, то некоторые из них начнут реализовываться с нового учебного года. В настоящее время сроки реализации проекта уточняются», – отметил представитель пресс-службы.

В разработке ведомственного проекта принимали участие Институт стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт Африки РАН, Институт востоковедения РАН, Институт Китая и современной Азии РАН, МГИМО, ВШЭ, СПбГУ, ДВФУ, НГУ и др. В мае министр образования и науки Валерий Фальков доложил президенту о разработке программы, сказали в пресс-службе.

Языковая практика в стране специализации – это «непременное условие» для высокопрофессионального международника, особенно востоковеда, считает научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО Адлан Маргоев. Он отметил, что освоение восточных языков в России начиналось с прикладных целей: в период становления Лазаревского института восточных языков их изучали для ведения дипломатических и торговых переговоров. «По сей день в МГИМО, который продолжает 200-летнее наследие того института, помимо «кабинетной» практики для значительного числа студентов обеспечивают и «полевую»: стажировки в странах Ближнего и Среднего Востока, Азии и Африки длятся от двух недель до одного года», – пояснил он.

Только координация усилий востоковедов, которые преподают язык и специальные дисциплины, проводят исследования и консультируют власти и бизнес, а также самих властей и бизнеса позволит привести востоковедческое образование и науку в соответствие с обновленным, повышенным запросом на это направление. Такой процесс может занять от трех до семи лет, чтобы были ощутимы качественно новые результаты, заключил Маргоев.

Китаевед Николай Вавилов считает, что России нужно подготовить много специалистов на фоне укрепления отношений с КНР и роста товарооборота. Стажировка же поможет студентам лучше понять специфику языка и функционирования китайской экономики. «Стать хорошим специалистом невозможно без длительного нахождения в стране. Вопрос в объемах: увеличивать количество стажирующихся нужно на порядок или даже два», – отмечает он.

Минобрнауки в июле 2022 г. сообщало, что КНР и Россия развивают сотрудничество на уровне студенческих обменов. В российских вузах, в том числе в их зарубежных филиалах, обучается 32 600 граждан Китая. По сравнению с 2020/21 учебным годом их число увеличилось почти на 3000. В 2020/21 учебном году в китайских вузах насчитывалось 14 000 российских студентов и аспирантов, из которых на очном обучении оставалось 1300 человек, остальные занимались дистанционно, находясь в России.

Среди стран Ближнего Востока за последние несколько лет увеличились студенческие обмены между Россией и Ираном, отметили в министерстве. В российских вузах по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры получают высшее образование 4700 студентов из Ирана. Число иранских студентов в России за последние три года выросло в 1,8 раза: в 2019 г. их обучалось 2600, в 2020 г. – 3700.

Читать полностью первоисточник: «Ведомости»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2