ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

Муртазали Рабаданов: «Образование определяет уровень развития общества»

31 января 2024 года

25 января российские студенты ежегодно отмечают свой праздник, который приходится на Татьянин день. Именно 25 числа в первый месяц 1795 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об открытии Московского университета. Однако на Руси он был не единственным, еще 28 января 1724 года сам Петр Великий учредил университет в столь близком его сердцу Санкт-Петербурге. В преддверии этих знаменательных для российского высшего образования дат мы решили побеседовать с ректором Дагестанского государственного университета Муртазали Рабадановым.

– Муртазали Хулатаевич, хочется для начала немного пофилософствовать. В наше время, время активного развития технологий, ценность образования в очередной раз ставится под вопрос. Некоторые профессии уже начинают сокращать, в первую очередь творческие. И нас – журналистов – такое положение дел, конечно, не радует. Здесь, безусловно, вновь встает вопрос о том, насколько необходимо высшее образование. Какое-то время, допустим, диплом был этаким мерилом успеха. Однако для чего сегодня человеку идти учиться?

– Если вычленить главное из того, что было сказано, то есть – для чего учиться, то, наверное, начну с азов. Во-первых, образование существовало всегда. Естественно, люди обязаны передавать знания, расширять их, постигать что-то новое. Да, в сфере классического образования изменения происходят не так быстро, как в тех же технологиях, о которых было сказано, но актуальность самого образования в широком смысле этого слова, а не только как получение диплома, всегда была, есть и должна быть. И человек, который хочет соответствовать времени, эпохе, тем изменениям, которые вокруг происходят, конечно же, должен получить качественное образование. Создать условия для получения такого образования – основная задача любого уважающего себя вуза и, конечно, ДГУ.

Развитие технологий может приводить к тому, что востребованность тех или иных профессий, а значит, и направлений подготовки будет меняться, это тоже естественный процесс, это всегда происходило. Однако, кроме соответствия времени, мы всегда должны понимать, что образованный человек – это более культурный, цивилизованный индивид. А из индивидов складывается общество. Соответственно, их уровень образования определяет, скажем так, и уровень развития общества. Поэтому я считаю, что актуальность и необходимость образования, как такового, ни в философском, ни в каком другом смысле невозможно оспорить.

Возвращаясь к технологиям, могу сказать, что на примере приемной кампании минувшего года мы видим: сдвиг действительно происходит. Самое большое количество абитуриентов было на факультете информатики и информационных технологий. Сменился лидер. До этого самым популярным у нас был юридический институт.

Мы по абитуриентам видим, что они отслеживают изменения на рынке труда. Лет пять назад, например, у нас очень плохо сдавали информатику, и мы приняли решение запустить в нашем колледже две программы среднего профессионального образования, связанные с информатикой. Начали сами готовить своих будущих студентов, понимая, что востребованность этого направления растет быстрее, чем сама подготовка абитуриентов. Сегодня ситуация иная. Если в прошлом году у нас было 130 бюджетных мест по этому направлению, то в этом году мы имеем 143 бюджетных места, причем уровень подготовки абитуриентов с каждым годом растет.

– Говоря о востребованности, не могу не отметить, что внедрение искусственного интеллекта привело к тому, что именно программистов большей частью сейчас и сокращают.

– Не могу с вами согласиться. Востребованность IT-специалистов в целом по стране и у нас в республике выросла. У нас среди направлений и информационная безопасность, и программная инженерия, и прикладная информатика по разным профилям – по юриспруденции, менеджменту и так далее.

По искусственному интеллекту вместе с Донским техническим университетом мы запустили магистерскую программу, может быть, и в бакалавриат включим. ИИ как раз требует хорошо подготовленных специалистов в области IT для его внедрения. Другое дело, что искусственный интеллект может определенные процессы выполнять без привлечения специалистов в бухгалтерии, юриспруденции и т.д.

– Насколько сегодня мы, дагестанские выпускники, конкурентны на рынке труда?

– Если мы имеем в виду общероссийский масштаб, то могу сказать, что очень много дагестанцев, наших выпускников, сделали хорошую карьеру и выглядят весьма достойно на самых разных позициях, во всех регионах страны, включая Москву. Например, директор Института востоковедения Российской Академии наук – выпускник нашего исторического факультета. Таких примеров я могу много привести.

Другое дело, что вуз не может готовить конкретно для того или иного предприятия, если мы с ним не сотрудничаем, если у нас нет с ним договора целевого обучения, потому что мы работаем по федеральным государственным образовательным стандартам. Наличие диплома говорит о том, что его обладатель по своему уровню образования, по своим компетенциям соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Это наша задача, с которой мы успешно справляемся. Но, приходя на производство, выпускник может и не знать каких-либо тонкостей, овладеть которыми можно лишь с опытом. Образовательный стандарт не может их учитывать. Именно поэтому мы эти программы и используем.

– Много лет в России внедрялась двухступенчатая Болонская система образования, но, насколько я знаю, от нее будут отказываться.

– В стране запущен процесс реорганизации и вместо бакалавриата и магистратуры будет базовое образование и специальное. Базовое – это некий аналог даже не бакалавриата, а скорее, специалитета, потому учиться придется около 5 лет. Плюс специальное – это аналог магистратуры порядка 1-2 года.

Если говорить о модели образования, мне кажется, надо аккуратно подходить, учитывая специфику каждой страны, общества, сложившиеся традиции. Известно, что в Российской империи и в Советском Союзе была система, которая больше близка к немецкой системе, так называемой гумбольдтовской модели.

– С вашим приходом началась работа по установлению и возрождению связей ДГУ с вузами других регионов и за рубежом –иранскими университетами, вузами Японии, Китая, Казахстана, Крымским Университетом, который переезжал в республику в годы Великой Отечественной войны. Какие перспективы это открывает перед сотрудниками и студентами ДГУ?

– Давайте сначала поговорим о взаимодействии внутри страны, то есть имеются хорошие связи в других регионах. Я уже привел в пример Донской государственный технической университет, а также мы дружим с целым рядом вузов. С Московским госуниверситетом налажено стратегическое сотрудничество через проект «Вернадский», с Санкт-Петербургским университетом – через проект «Менделеев», то есть с этими двумя ведущими вузами страны у нас отдельное взаимодействие. Ну и с целым рядом вузов, я могу и классические, и технические вузы назвать: Санкт-Петербургский технологический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Воронежский университет, Южный федеральный университет, все вузы Северного Кавказа.

И это очень важно, потому что позволяет не просто делиться опытом друг с другом, но и способствует академической мобильности и студентов, и преподавателей. Важно, чтобы преподаватели не варились в собственном соку, а выезжали, смотрели, как у других, и что-то разумное, хорошее перенимали.

Мы хорошо взаимодействуем и с академическими институтами, с тем же НИЦ «Курчатовский институт», а это, на секундочку, национальный центр, в котором несколько десятков отдельных институтов. Также у нас хорошее взаимодействие с центром генной инженерии Курчатовского института. Например, у нас были проведены совместные исследования по дагестанскому винограду. Их заинтересовало 39 автохтонных сортов дикого винограда Дагестана, которые они нашли у нас за 3 дня. В Крыму за 3 года нашли 40, а в Дагестане всего за 3 дня нашли 39. Вторая экспедиция была связана с изучением живых организмов дагестанских геотермальных источников при совершенно разных температурах.

Что касается международного взаимодействия, то его я тоже разбил бы на две части. Мы имеем прямые договоры со многими вузами, и у нас успешно получается развивать сотрудничество через различные ассоциации. К примеру, через нашу региональную Ассоциацию университетов и научных организаций прикаспийских стран, 25-я Генассамблея которой прошла в ноябре. И хочу сказать, не каждая региональная организация выдерживает 25 Генассамблей, но она у нас развивается, в ней уже более 50 вузов и научных институтов. Шесть из них к нам в ноябре приехало, например, из Казахстана. И это тоже очень важный момент, потому что кроме академической мобильности, в рамках этой активности мы пытаемся озвучивать региональные каспийские проблемы, ставить вопросы, проводить совместные исследования. Даже магистерскую программу наш университет подготовил по экологии, учебный комплекс был подготовлен на английском языке для всех вузов, которые входят в нашу ассоциацию.

У нас целый пласт ассоциаций: Евразийская ассоциация университетов, Ассоциация университетов прикаспийских стран. Ну и прямые отношения, они тоже очень важны. Например, Асьютский университет – один из ведущих и крупных университетов Египта. Мы с ними сотрудничаем давно, и нами запущены программы академической мобильности студентов. Наши студенты, которые изучают арабский язык, выезжают туда, знакомятся с культурой и так далее. Все расходы за пребывание в Египте берет на себя тот университет. А студенты Асьютского университета, которые изучают русский язык, приезжают к нам на две недели, их пребывание в России мы берем на себя.

В конце декабря мы подписали соглашение с Тегеранским университетом имени Шахида Бехешти. Там мы откроем центр русского языка. И об академической мобильности – было предложение с той стороны в марте этого года уже запустить процесс обмена студентами. В марте у нас пройдут «Османовские чтения» памяти Магомед-Нури Османовича Османова, нашего профессора, лауреата Госпремии по науке Российской Федерации, одного из самых известных иранистов в стране.

С китайскими университетами налажено неплохое сотрудничество в последние годы. Благодаря этому мы запустили китайский язык. Кстати, в том году проводился большой конкурс на факультете иностранных языков. У нас изучают по два языка: английский первый, второй китайский, к примеру. Самым востребованным был английский плюс китайский. По технологиям тоже пытаемся с китайцами налаживать взаимодействие.

– ДГУ – классический университет и остается самым престижным вузом региона. Однако сейчас перед всеми вузами страны стоит задача по привлечению абитуриентов, ведь многие из них по результатам ЕГЭ могут выбрать свой вуз в любом регионе страны. ДГУ приходится бороться за своих абитуриентов? И если да, каким образом?

– Конечно, это процесс естественный, и мы боремся. По многим нашим направлениям мы получаем хороших студентов. В республике практически по всем направлениям, по которым готовит университет, мы особо конкуренции не чувствуем, но есть конкуренция с центральными вузами. Главная задача нашей приемной кампании – это получить самых подготовленных абитуриентов.

– Неизменно сложным остается вопрос, куда пойти выпускнику с дипломом. Возможно ли в современных реалиях создать действительно работающие трамплины между вузами и работодателями? Что для этого необходимо сделать?

– Механизм, когда работодатель готовит для себя специалистов через вуз, он есть, называется – целевое обучение. Для этого заключаются трехсторонние соглашения между абитуриентом, вузом и организацией, каждый из них берет на себя определенные обязательства. Это эффективная схема. К примеру, если работодатель необоснованно не примет выпускника на работу, то вуз может с него взыскать сумму, которая была потрачена на его обучение. Если же студент закончил и не идет, как обязался, работать, то вуз с него взыскивает эту сумму.

Мы стараемся усиливать практико-ориентированность. У нас по каждому направлению есть производственные практики, и мы стараемся направлять студентов на будущее место работы, чтобы работодатель присмотрелся. К примеру, Министерство экономического развития республики лет пять назад взяло на практику старшекурсников экономического факультета. Четыре из них в последующем были в министерстве трудоустроены и до сих пор работают.

Постоянно проводятся встречи с работодателями, где они рассказывают студентам, какие у них перспективы, зарплаты. Мы специально создали центр трудоустройства, через который стараемся выпускников трудоустроить, и потом отслеживаем, какова их судьба.

– С вашим приходом вуз заработал в сторону студенческой гласности. Студенты могут открыто рассказать о недопонимании с преподавателями, и ничего им за это не будет. Как преподаватели и студенты относятся к такому формату взаимодействия, перегибы с той или иной стороны бывают?

– Не возникает ничего плохого, однозначно, я приветствую такое. Мы очень много делаем для того, чтобы студенческое самоуправление у нас было на самом высоком уровне. Мы даже проводили смотр студенческих самоуправлений факультетов в 2022 году. Развиваем и поддерживаем студенческие организации: комитет по делам молодежи, советы обучающихся, профсоюзные молодежные организации, студенческое научное общество на каждом факультете. Более того, у нас есть объединения по интересам: клуб интеллектуальных игр, КВН, своя футбольная лига. И должен сказать, чем активнее студент, тем потом успешнее складывается его карьера в профессиональном смысле.

А что касается недопониманий с преподавателями, у меня открытый аккаунт в телеграмме, электронная почта, есть личные контакты на факультетах, на которые можно напрямую обращаться.

Аликберов Аликбер Калабекович

Читать полностью первоисточник: «Махачкалинские Известия»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2