ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

Первые христиане: у истоков Церкви (статья Андрея Десницкого – доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника ИВ РАН)

12 июня 2017 года

Рядом с апостолами

Мы говорили до сих пор о великих апостолах или их противниках, но ведь в мире гораздо больше людей маленьких, не особенно знаменитых. И в то же время именно они составляют основу любого общества, любого народа или религиозной общины.

Некоторые из них появились на страницах Евангелий ещё до воскресения Христа. Вот, например, Симон из африканского города Киринеи. Видимо, он приехал в Иерусалим как паломник на праздник Пасхи. Когда Иисус изнемог под тяжестью Креста, римские воины велели первому попавшемуся человеку нести Его Крест. Этим человеком и оказался Симон. Но может ли жизнь человека остаться неизменной после того, как он стал, пусть и невольно, причастником крестных страданий Христа? Евангелист Марк называет Симона отцом Александра и Руфа, вероятно, этого же Руфа упоминает и Павел в Послании к Римлянам. Значит, его семья стала христианской, причём сыновья были хорошо известны первым христианским общинам. По Преданию, эта семья переселилась в Рим, Руф стал апостолом из числа семидесяти (местом его служения называют Грецию и Испанию), а Александр – мучеником, пострадавшим в Карфагене.

Есть в Новом Завете и другие примеры – это ещё один Симон, о нём говорится в книге Деяний, он занимался всяческим колдовством и попросил апостолов за деньги наделить его теми способностями творить чудеса, которые у них были.

Апостол Пётр сказал в ответ: «Серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги». Симон понял его и попросил помолиться о нём, чтобы его не постигла беда.

 

Общение и общность

Христианская Церковь может считать своим днём рождения Тайную вечерю, на которой Христос заключил со Своими учениками Новый Завет, дав им вкусить Своей Плоти и Крови под видом хлеба и вина. Но чаще таким днём рождения считают праздник Пятидесятницы, приходящийся на пятидесятый день после той Пасхи. Именно тогда на апостолов сошёл Святой Дух, а их проповедь была услышана и понята многоязыкой толпой паломников из разных стран.

В книге Деяний вскоре после описания Пятидесятницы мы встречаем историю первого мученика Стефана. Он в числе других семи был избран диаконом. Но диаконы тогда занимались совсем не тем, чем сегодня. Как только апостольская проповедь стала привлекать в Церковь множество людей, встали и практические вопросы. Христиане жили одной семьёй, и это означало, в частности, что бедные кормились за счёт богатых, но чтобы распределение денежных и других материальных средств было справедливым и не прерывалось, кому-то следовало за этим следить. У апостолов были другие задачи, так что роль социальных работников и стали исполнять диаконы (по-гречески «служители»).

Но это совсем не значит, что они заботились лишь о раздаче продовольствия, напротив, сама общность имущества и жизни была свидетельством о Христе, а лучше сказать, жизнью во Христе. Эта новая жизнь привлекала одних и вызывала раздражение других. Стефан был ещё и ярким проповедником, его привели на суд в Синедрион, и он вместо того, чтобы защищаться, заговорил как обвинитель: «Жестоковыйные!.. Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы».

«Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога», – так закончил он свою речь, и это было сочтено богохульством, за которое полагалось побиение камнями. Казнь состоялась сразу же. «Господи! не вмени им греха сего», – так молился он в момент смерти о тех, кто его убивал. Самые резкие слова, сказанные об их нежелании принять Христа, сочетались у него с самым глубоким смирением, когда речь шла о его собственной жизни. Он не хотел оскорбить этих людей, он желал привести их ко спасению.

Многих смущает ещё одна история из Деяний, про супругов Ананию и Сапфиру. Сначала Лука, автор Деяний, сообщает нам о жизни первой общины: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее». Это, конечно, идеальная картина, едва ли можно представить себе, чтобы на самом деле среди сотен и тысяч самых разных людей не возникало никаких конфликтов и разногласий... и вот как раз сразу же описывается контрпример. Двое супругов решили войти в общину, принести ей как будто бы всё, чем владели, а на самом деле часть оставили для себя.

Они, разумеется, имели полное право этим имуществом распоряжаться. Христианство не тоталитарная секта, где вхождение в общину как раз и начинается с присвоения ею всего имущества входящих. Но эти супруги стремились совместить жизнь в общине, где ни у кого нет ничего своего, и частную жизнь для себя и за свой счёт. И когда апостол Пётр сказал Анании, что он солгал не человекам, а Богу, Анания упал замертво (нигде не говорится, что это было наказание свыше, скорее, инфаркт от пережитого потрясения). А затем та же судьба постигла и его супругу.

Анания и Сапфира не просто «уклонились от уплаты налогов». Бог ожидает от человека, чтобы тот всецело предал Ему свою жизнь, но не заставляет этого делать, ждёт, пока человек сделает это добровольно. История про Ананию и Сапфиру может шокировать нас, но этого и добивался автор, ему нужно было показать, что с Богом не играют в прятки, что обманывать Его смертельно опасно.

Первым главой иерусалимской общины христиан (епископом Иерусалима) считается Иаков младший, автор новозаветного послания, называвший себя «братом Господним». По-видимому, он был одним из сыновей Иосифа-плотника от первого брака, одним из «братьев Иисуса», упомянутых в Евангелии. Но мы ничего не слышим о том, что он принимал Иисуса как Мессию при Его жизни. Однако после Его смерти и воскресения мы постоянно встречаем Иакова в числе апостолов, и самых авторитетных. Когда Павел после своих странствий приходит в Иерусалим, первый, с кем он встречается, именно Иаков, видимо, уже тогда он стал главой местной общины. Так человек, который прожил рядом с Иисусом большую часть своей жизни и не разглядел в Нём главного, сумел это сделать после Его смерти. По Преданию, Иаков был казнён около 62 года в Иерусалиме.

Миссия выполнима

Миссия означала создание новых общин, а этим общинам нужны были руководители – пресвитеры (буквально – «старейшины») и епископы (буквально – «надзиратели»). В городе Эфесе таким руководителем или предстоятелем стал Тимофей, чьё имя означает «богобоязненный». Его мать Лойда была принявшей христианство еврейкой, а отец был эллином. Так и в общинах первых христиан соединялись, порой не без напряжения и споров, уверовавшие во Христа эллины и иудеи. Тимофей жил в городе Листра и обратился в христианство после первой проповеди здесь Павла, а когда Павел снова пришёл туда, то взял Тимофея с собой, чтобы уже его самого отправлять на проповедь. Он называл его возлюбленным и верным в Господе сыном и говорил в Послании к Филиппийцам: «Не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас».

Лично к Тимофею обращены два пастырских послания апостола Павла, упомянут он как ближайший сотрудник Павла, возможно, именно он и записывал их под диктовку апостола. Вот что Павел советовал Тимофею: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».

По Преданию, Тимофей в 80 году был убит язычниками, как и его учитель. Эта фраза звучит стандартной концовкой к любой биографии апостола или епископа ранних времен. И это показывает нам, на что были готовы эти люди, какого конца ожидали они для себя, да и могло ли быть иначе, если они последовали за Тем, Кто добровольно взошёл на Крест ради спасения людей? Но главной тут была не готовность к мучениям и смерти, а вера в Того, Кто воскресит Своих учеников и дарует им вечную жизнь с Богом в Своём Царствии, и земная Церковь лишь его начало, лишь путь к нему. В этой перспективе и земная смерть лишь шаг в вечность.

Читать полностью первоисточник: «Курские Известия»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2