Новости науки
30 октября 2018 года
Международная конференция «Тибетология и буддология на стыке науки и религии»
30 и 31 октября 2018 г. в Институте востоковедения РАН в рамках празднования 200-летия Института прошла международная конференция «Тибетология и буддология на стыке науки и религии».
Это третья конференция по данной тематике, проводимая Институтом востоковедения РАН. Основные вопросы, обсуждавшиеся на ней, – связи Тибета с сопредельными странами, состояние буддизма и его изучения в Калмыкии, Бурятии, Туве, других регионах России, в Монголии и других странах, деятельность Далай-ламы XIV по сохранению буддизма и развитию контактов религии с наукой и секулярной этикой, роль тибетской диаспоры в сохранении буддизма и тибетской культуры.
В конференции приняли участие исследователи и специалисты научных и учебных заведений и буддийских духовных центров. На конференции было заслушано 26 докладов по проблемам философии, социологии, истории, политологии, религиоведения, буддологии, этнологии. В рамках конференции были проведены презентации двух книг. В работе конференции приняли участие представители пяти стран: России, Монголии, Казахстана, США и КНР. На заседаниях присутствовало около 50 человек.
Конференция показала возрастающий интерес к диалогу современной науки с буддизмом и установлению тех сфер, где такой диалог может быть наиболее эффективен. Этим обусловлено расширение и углубление контактов российских ученых с Далай-ламой XIV и его институциями.
Конференция продемонстрировала растущий интерес к тибетологии и буддологии в России и странах постсоветского пространства.
Были заслушаны следующие сообщения:
Батсайхан О., Институт международных отношений АН Монголии, Улан-Батор. Буддийский фактор и независимость Монголии: Богдо Джебцзундамба-хутухта VIII – инициатор и лидер борьбы за восстановление монгольской государственности в 1911 г.
Лепехов С.Ю., Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ. Секулярная этика Далай-ламы XIV и рациональная этика Дерека Парфита: сравнительный анализ.
Базаров А.А., Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ. Социально-археографические экспедиции ИМБТ СО РАН (2002–2014): тибетская книга в качестве сакрального объекта традиционной бурятской культуры.
Бакаева Э.П., Калмыцкий научный центр РАН, Элиста. Буддизм в культуре калмыков и ойратов: обряды подношений духам предков и духам-хозяевам территорий.
Спектор И.Б. Московский государственный университет. Тибетская община в Дели: автономное сообщество в современном мегаполисе.
Гуттенлохер О.П. Естественное развитие человека как принцип буддийской науки и философии и Аубакиров М.К. (Частная общеобразовательная школа с философским уклоном, Уральск). Методы буддийской педагогики в современном образовании.
Лю Цян, Российский университет дружбы народов, Москва. Религия в цинско-джунгарских отношениях.
Шаумян Т.Л., Институт востоковедения РАН, Москва. Тибетский вопрос в англо-русских переговорах 1906–1907 гг.
Кузьмин С.Л., Институт востоковедения РАН, Москва. Материалы Ф.И. Щербатского о причинах бегства Далай-ламы XIII в Индию в 1910 г.
Сыртыпова С.-Х. Д., Институт востоковедения РАН, Москва. Буддизм и шахматы в Монголии.
Тэло Тулку Ринпоче, Верховный лама Калмыкии. Буддийские связи Тибета, России и Монголии со времени краха социализма до современности.
Дмитриев С.В., Институт востоковедения РАН, Москва. Принадлежности буддийского богослужения в тангутско-китайском глоссарии "Своевременный перл в ладони" (1190 г.).
Бадмацыренов Т.Б., Бурятский государственный университет, Улан-Удэ. Социологические исследования буддизма в Бурятии: прошлое и настоящее.
Сабиров Р.Т., Московский государственный университет. Роль буддистов-мирян в распространении буддизма в современном мире.
Терентьев А.А., главный редактор журнала "Буддизм России", С.-Петербург. Последняя прижизненная публикация Ф.И. Щербатского: перевод первой главы Мадхьянта-вибханги.
Люлина А.Г., Российский университет дружбы народов, Москва. Панчен-лама VI (1738-1780) и его вклад в развитие внешних связей Тибета.
Шустова А.М., Институт востоковедения РАН, Москва. Диалоги Далай-ламы с российскими учеными: как одухотворить науку.
Лощенков А.В., Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ. Институт буддийской диалектики: традиции и новации.
Лепехова Е.С., Институт востоковедения РАН, Москва. Классификация буддийских учений в школе Тэндай и теория морального развития Лоренса Кольберга.
Митруев Б.Л., Институт философии РАН, Москва. Состояние изучения буддизма в Калмыкии.
Дробышев Ю.И. Институт востоковедения РАН, Москва. Аглаг-хийд как образец современной буддийской ландшафтной архитектуры Монголии.
Zhang Xiaoyue. Chinese Institute of International Studies, Beijing. A brief introduction to Tibetology research in China.
Hortsang Jigme, Independent Researcher, New York. Three Cycles of the Secret Initiations and Special Relation on Its Basis between Tibet and Mongolia.
Китинов Б.У., Российский университет дружбы народов, Москва. Выпускники монастыря Дрепунг как первые руководители калмыцкой сангхи (последняя треть XVII – первая половина XVIII в.).
Аверьянов С.С., независимый исследователь, Пермь. Этнокультурные особенности района Канченджанги в Восточном Непале.
В рамках конференции проведены презентации двух книг:
Батсайхан О. 2018. Последний великий хан Монголии Богдо Джебцзундамба-хутухта VIII. Жизнь и легенды.
Дилова-хутухта Монголии. 2018. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы.
Конференция продемонстрировала растущий интерес к тибетологии и буддологии в России и странах постсоветского пространства.
С.Л. Кузьмин, Т.Л. Шаумян
Календарь ИВ РАН
Декабрь 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |