31 марта 2015 года

В Отделе литератур народов Азии ИВ РАН состоялось очередное заседание семинара "Литературный контекст".

В Отделе литератур народов Азии ИВ РАН состоялось очередное заседание семинара В Отделе литератур народов Азии ИВ РАН состоялось очередное заседание семинара "Литературный контекст".

 
С докладом на тему: "Путь добродетели в "Сказании о Савитри" из "Махабхараты" и поэме Калидасы "Рождение Кумары" - как выход за рамки обыденного сознания" выступила И.А. Карышева.

Присутствовали: к.ф.н. Л.А. Васильева,  д.ф.н. Е.Ю. Ванина (Центр индийских исследований), к.ф.н .М. В. Николаева,  к.ф.н. А. С. Герасимова, к.ф.н. Н.Д. Гаврюшина, к.ф.н. Э.А. Али-Заде, И.А. Карышева

В докладе рассматривалась концепция женской добродетели как эволюционирующей категории нравственной системы Древней Индии на материале древнеиндийских художественных текстов.. Добродетель рассматривалась как  высшая цель существования и свободный выбор бескорыстной героини в сообразности с установлениями индийского социума и как деятельное  противостояние пороку. Проведен сопоставительный анализ сюжетных линий  истории двух героинь  из высших каст, проявивших стойкость в любви. Добродетель в обоих случаях проявляется как выход за рамки обыденного сознания, последовательность этапов аскезы, подчинение долгу послушания,  кротость и смиренный отказ от земных  богатств и удовольствий.
Выступившие в дискуссии  специалисты-индологи  д.ф.н.: Е.Ю. Ванина, к.ф.н. Н.Д. Гаврюшина, к.ф.н. Л.А. Васильева призвали докладчицу более пристально изучить проблему кастовой принадлежности и жанровых особенностей, различия между образом Парвати как мифологической героини, воплощения богини, и Савитри как мирской героини эпического сказания. Обе истории, в тоже время, объединены образом мудреца - Риша , и представлениями о долге-дхати, который варьируется в зависимости от социального статуса героя. Эта сословность,  при несомненной назидательности как основной художественной задаче представленных текстов, роднит  литературу Древней Индии со всеми другими средневековыми общественными и художественными  системами  средневековой Европы.
К.ф.н. Николаева М.В. отметила отсутствие в представленных текстах страха перед смертью, загробным миром и созерцанием божества загробного мира Ямы, а к ф.н. Н.Д. Гаврюшина и Э.А. Али-Заде  справедливо подчеркнули актуальность проблематики древней индийской литературы с ее тысячелетними нравственными принципами.