12 июля 2017 года

«Москва как многонациональный мегаполис: взгляд на мусульманский компонент городской среды и социальных коммуникаций»

«Москва как многонациональный мегаполис: взгляд на мусульманский компонент городской среды и социальных коммуникаций» «Москва как многонациональный мегаполис: взгляд на мусульманский компонент городской среды и социальных коммуникаций»

 
презентация исследовательского проекта ведущего научного сотрудника ИВ РАН Фарида Асадуллина состоялась в рамках международной программы Московского урбанистического форума (6-12 июля).

Интерес к указанной проблеме связан с изучением новейших тенденций развития современных мировых мегаполисов, в которых исламская составляющая в сложившихся в начале XXI в. исторических реалиях имеет важное социально-политическое и культурное значение, являясь источником новых вызовов и попытками коллективного ответа на них. Современная урбанистика соединяет разные исследовательские практики, включая в свой арсенал такие возникшие сравнительно недавно специальные области городской антропологии и социологии, как городской ислам (urban islam). Современная Москва с учетом быстро развивающихся национальных диаспор Закавказья, Северного Кавказа, центральноазиатских государств, а также исконного этноса столицы – татар является самым крупным «мусульманским» городом не только России, но и в целом Европы. Этно-религиозная карта Москвы и Подмосковья вследствие увеличения демографического веса мусульманских народов на рубеже XX-XXI веков претерпела значительные перемены, во многом нарушив присущую для нее еще в XIX в. традиционную этническую гомогенность русского населения. Асадуллин Фарид Абдуллович Асадуллин Фарид Абдуллович Главные доноры миграции – страны Центральной Азии и Закавказья. В условиях активизации миграционных движений происходит заметное усложнение этнического состава населения города (например, численность представителей кавказких народов в Москве по сравнению с советским периодом выросла в 20 раз). Мусульмане - самая эндогамная этническая группа Москвы. Сейчас в столице проживает более 30 мусульманских этносов. Новые этнические группы – турки, курды, пакистанцы, бенгальцы, боснийцы, сенегальцы, сомалийцы, есть община цыганских мусульман.

Анализ сложившихся в городском пространстве тенденций позволяет сделать вывод о заметно возросшем значении этно-мусульманского фактора, который все чаще будет напоминать о себе в ближайшие годы, формируя новую по типу городскую среду с более сложной, чем раньше социо-культурной и религиозной инфраструктурой. Прогнозирование будущего облика как российской столицы, так и государства в целом без учета отмеченных в исследовательском проекте реалий представляется невозможным.