ИВ РАН

Новости ИВ РАН

20 сентября 2017 года

Международная конференция по проблемам урегулирования в Южно-Китайском море

Международная конференция по проблемам урегулирования в Южно-Китайском море Международная конференция по проблемам урегулирования в Южно-Китайском море

 
Состоялась в Москве 18 сентября 2017 г. В ней, приняли участие наиболее известные ученые из России, Сингапура, Австралии, Европейского Союза, Мексики и Индии.

С приветственным словом к собравшимся обратились заместитель директора Института востоковедения РАН В.Я.Белокреницкий и член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.В.Левичев.

На конференции было отмечено, что конфликт в Южно-Китайском море перешел сегодня на новый еще более опасный уровень – из конфликта регионального, связанного во многом с экспансией Китая в ЮКМ и его территориальными спорами со своими соседями из АСЕАН, в конфликт глобальный, главным драйвером которого выступает противостояние Пекина и Вашингтона. Естественно, что такое развитие событий не может не вызывать обеспокоенности у всех стран, которые стремятся к тому, чтобы Южно-Китайское море оставалось морем сотрудничества, а не морем войны. Институт востоковедения РАН уже длительное время внимательно следит и анализирует эволюцию этого опасного конфликта и в связи с такими опасными изменениями его руководство приняло решение провести в Москве Третью конференцию по Южно-Китайскому морю. Опыт проведения двух предыдущих конференций в 2013 и в 2015 гг. показал, что мнение международных экспертов из стран напрямую не участвующих в конфликте, (а это и есть как раз уникальная форма организации этой конференции) имеет большое значение для поиска путей урегулирования ситуации в ЮКМ. На прошедших ранее форумах выдвигались предложения сформулировать новые правила поведения сторон в ЮКМ, последовательно проводить деэскалацию этого конфликта, использовать исключительно мирные средства для его разрешения. Все эти предложения получили широкий отклик и были использованы на практике странами-участницами конфликта.

Для комплексного обсуждения наиболее острых и актуальных вопросов ситуации в Южно-Китайском море в рамках конференции были организованы четыре научные секции - в первой секции Военно-политические подходы к конфликту в Южно-Китайском море были представлены доклады Дмитрия Мосякова «Новое качество конфликта в Южно-Китайском море»; Терезы Фэллон «Эволюция военных и политических подходов стран ЕЭС к безопасности и сотрудничеству в Южно-Китайском море»; Евгения Канаева «Проблема Южно-Китайского моря сквозь призму формирования Индо-тихоокеанского региона»; Сатиендры Прадхана «Роль внешних сил в конфликте в Южно-Китайском море: особенности индийского подхода»; Алексея Фененко «Эволюция позиции США в отношении конфликта в Южно-Китайском море».

Можно сказать, что общим знаменателем докладов в этой секции стал тезис о том, что США, как отмечал А. Фененко, превратились в наиболее активного игрока и, что, Китай в свою очередь также ведет довольно опасную политику, наращивая свои вооружения на незаконно построенных островах. При этом, несмотря на все попытки стран Европейского Союза, о чем сообщала Т. Фэллон, а также усилий Индии, о чем говорил С. Прадхан, предложить разумные пути выхода из кризиса, которые основывались бы на главенстве международного права, успеха они пока не приносят. В связи с этим обсуждался вопрос о том, в чем ныне состоит новое качество конфликта. Д. Мосяков, в частности указал, что новое качество конфликта в том, что он перешел на глобальный уровень, а смысл глобальности в отношении конфликта в ЮКМ состоит не только в масштабе освещения в мировой прессе, более важным является то, что переход к глобальному уровню, коренным образом меняет всю политическую архитектуру в ситуации, сложившейся в Южно-Китайском море. Действительно, в новых условиях и конфликт Китая и Вьетнама, и конфликт стран АСЕАН с Китаем, как бы отходят на второй план, они естественно никуда не исчезают, но уступают место глобальному противоборству. В связи с этим, естественно, меняются и основные мотивации и так сказать реперные точки, определяющие характер конфликта. Ведь если в условиях конфликта с Вьетнамом действия Пекина, без сомнений, носили агрессивный и экспансионистсткий характер, что также можно отнести и к отношениям Пекина со странами АСЕАН, то в новой ситуации эти же действия получают несколько иное измерение – они могут рассматриваться как формирование оборонительной линии безопасности КНР против угрозы со стороны США. Новое качество конфликта неизбежно порождает и новые обоснования старых явлений и вот уже строительство насыпных островов можно рассматривать не как жест явно недружественный по отношению к своим соседям, а как попытка создать альтернативу американским авианосцам, превратив насыпные острова в неприступные крепости, способные контролировать значительные морские акватории. Как мы видим в новой реальности старый конфликт теряет, казалось бы незыблемые ранее оценки и ориентиры. Вывод о переходе конфликта в ЮКМ на новый уровень глобального противостояния поддержал также и Е. Канаев, который указал, что в последние годы Китай сумел существенно увеличить свое присутствие в регионе – в первую очередь за счет развития гражданской и военной инфраструктуры на спорных территориях». Такая политика только усиливает напряженность и идет вразрез с идеей дэскалации конфликта. Он также высказался за формирование единого индо-тихоокеанского пространства как некой альтернативе американо-китайского противостояния. На этой секции был проанализирован и ряд других вопросов, в частности, в докладе С. Прадхана рассматривались особенности индийского подхода к конфликту в ЮКМ в рамках всего сложного комплекса индийско-китайских отношений.

Вторая секция рассматривала «Вердикт Международного трибунала в Гааге и его значение для решения конфликта». В этой секции были представлены доклады Эрика Франкса «Решение международного арбитража в Гааге по Южно-Китайскому морю 2016: критическая оценка»; Павла Гудева «Политико-правовые последствия неурегулированных конфликтов в ЮКМ для внерегиональных стран»; Иена Стори «Ситуация в Южно-Китайском море через год после решения международного арбитража в Гааге». Участники конференции, выступавшие в этой секции, подчеркивали важное значение решений Гаагского трибунала по Южно-Китайскому морю, который фактически отверг претензии Китая как необоснованные на обладание 80% акватории этого моря, то есть примерно 2.2 млн. квадратных километров, а также на то, что построенные им искусственные острова должны обладать всей полнотой юридических прав – 12 мильной зоной, зоной континентального шельфа, как и острова естественного происхождения. Как они рассматривались как рифы – «то есть камни, на которых невозможно обеспечить жизнь человека и его экономическую деятельность» (Эрик Франкс), так и продолжают рассматриваться. Было отмечено также, что строительство искусственных островов без согласования с соседями не только провоцирует конфликты и идет вразрез с нормами международного права, но и нарушает, а в некоторых местах просто уничтожает морскую экологическую среду Южно-Китайского моря.

С точки зрения Эрика Франкса, решения суда в Гааге полностью соответствуют принятым нормам международного права, и в целом это важный фундамент для последующего процесса политического урегулирования конфликта документ. Хотя Китай не признал решения трибунала, посчитав их необъективными, принципы, которыми руководствовался этот трибунал в своей работе и некоторые его решения, в частности, отказ рассматривать в качестве аргументов так называемое историческое право, а такой подход судей полностью поддержали Вьетнам, Филиппины, другие страны АСЕАН, имеют, по мнению участников этой секции, далеко идущие последствия. Нет сомнений, что опора исключительно на нормы действующего международного права заметно упрощают путь к возможным компромиссам и облегчат процесс урегулирования в будущем.

В третьей секции «Проблема милитаризации в регионе Южно-Китайского моря» были представлены доклады Пробала Гхоша «Милитаризация Южно-Китайского моря в контексте «Большой игры»; Ричарда Битцингера «Политика военной модернизации Дональда Трампа и её влияние на безопасность в Южно-Китайском море»; Карла Тейера «Политика администрации Дональда Трампа по Южно-Китайскому морю: риторика и реальность»; Владимира Колотова «Ситуация вдоль восточноазиатской дуги нестабильности и территориальные споры в ЮКМ в 2017 г.»; Виктора Сумского «Памяти американского "разворота в Азию"». В этой секции, в которой по большей части обсуждалась политика США в Южно-Китайском море, участники конференции особо подчеркивали (Р. Битцингер и К. Тейер), что действия новой американской администрации президента Д.Трампа в отношении этого конфликта только усиливает неопределенность и непредсказуемость американской политики. Как отмечается в докладе Р. Битцингера «С приходом к власти Трампа все ограничения в рамках противостояния с Китаем в ЮКМ были отменены. И сейчас почти невозможно предугадать подходы Дональда Трампа к конфликту в ЮКМ». В то же время и милитаризация построенных Китаем искусственных насыпных, островов, как указывал П.Гхош, на которых он размещает самые современные средства ПВО, единодушно осуждается всеми соседями Китая по региону, и явно не способствует достижению компромисса и мира, а только повышает напряженность в регионе. Самым отрицательным последствием здесь, по мнению П. Гхоша, является то, что из-за действий Китая «страны АСЕАН для обеспечения собственной безопасности включились в опасную гонку вооружений».

О постоянном росте напряженности конфликта и об ужесточении и обострении противостояния США и КНР говорил и В. Колотов, который отмечал, что Вашингтон заинтересован в сохранении «дуги нестабильности» и сохранения очагов конфликта не только в Юго-Восточной Азии, но и в Азии в целом, так как управляя этими конфликтами он сможет продолжить политически доминировать в этих районах Азии.

В четвертой секции « Страны АСЕАН и их отношения с КНР по поводу конфликта в Южно-Китайском море», были представлены доклады Бенуа де Треглода «Противоречия вьетнамо-китайских отношений сотрудничества на море»; Григория Локшина «Российско-вьетнамские отношения и фактор Китая»; Улиса Гранадоса «Китайско-филиппинский спор относительно рифа Скарборо»; Екатерины Колдуновой «Нормативные подходы стран АСЕАН и диалоговых партнёров к проблеме ЮКМ на современном этапе: возможен ли общий знаменатель», а также Антона Цветова «Внутриполитические аспекты стратегии Вьетнама в Южно-Китайском море».

В этой секции, достаточно предметно исследовались более частные, чем в предыдущих секциях вопросы, но также очень важные, тесно связанные с конфликтом в ЮКМ. Григорий Локшин указывал на то, что сложность отношений Вьетнама и Китая и их противостояние в ЮКМ, самым отрицательным образом влияет на развитие российско-вьетнамских отношений, что есть некий тупик, когда Москва стремится строить одинаково хорошие отношения с двумя своими близкими партнерами, но противоречия между ними все время вынуждают ее действовать крайне медленно и осторожно, чтобы не нанести ущерба отношениям как с одной, так и с другой страной. В этой же секции в докладе Улиса Гранадоса рассматривались особенности современных филиппино-китайских отношений через призму территориального спора вокруг рифов Скарборо. Указывалось, что тот факт, что филиппинские рыбаки получили возможность вновь свободно ловить рыбу в этом районе ЮКМ, может быть позитивным знаком на будущее и для других акваторий этого моря.

***

В заключение участники конференции высказали общее мнение относительно тех рекомендаций, которые они предоставляют всем, кто заинтересован в прекращении конфликта в ЮКМ.

- Позитивным шагом в направлении региональной стабильности могло бы стать соглашение, по которому Китай прекращает строительство насыпных искусственных островов, останавливает процесс их милитаризации, подтверждает принципы свободы судоходства в Южно-Китайском море, а в ответ США прекращают регулярные походы своих кораблей, сосредоточение своих авианосных эскадр в этом регионе.

- Другая рекомендация состоит в том, чтобы добиться не просто подписания нового кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море (СОС), не только ратифицировать этот документ, но и полностью его выполнять. Особенно важно, чтобы на это пошел Китай, который своими действиями по строительству насыпных островов, размещению там войск, введению разнообразных запретов на свободу судоходства в некоторых районах серьезно нарушает нормы международного права и, в частности, конвенцию ООН по морскому праву от 1982 г.

- В противовес отчуждению сторон конфликта, которая сегодня очевидна и представляет опасность миру и стабильности, на конференции призвали активнее развивать как двусторонние, так и многосторонние переговоры по урегулированию ситуации в Южно-Китайском море. Кроме того участники конференции высказывались и за то, что при необходимости и согласии всех участников этого процесса, привлекать к урегулированию другие страны, такие как Австралия, Россия, Индия, Европейский Союз, которые также заинтересованы в мире и стабильности в акватории Южно-Китайского моря.

- Важным с точки зрения участников конференции, представляется необходимость конфликтующим сторонам сформулировать общую политику, направленную на поиски новых точек соприкосновения Китая и его соседей - стран АСЕАН. Следует, как отмечали на конференции, организовывать совместные экономические проекты, выдвигать совместные политические инициативы, в кратчайшие сроки решить проблему свободы рыболовства, так как из-за усиления конфронтации и деятельности китайских военных судов страдают десятки тысяч людей - рыбаков, которые из века в век ловили рыбу на отмелях и рифах, сегодня им недоступных.

Участники конференции согласились с тем, что постепенное продвижение к миру и нормализации обстановки в Южно-Китайском море может быть длительным и сложным процессом. Не обязательно, чтобы он развивался большими шагами - тактика малых дел, даже небольших шагов навстречу друг другу уже может как камень, падающий с горы, дать толчок к взаимному пониманию, доверию и компромиссу.

В то же время все участники конференции согласились с тем, что в новых условиях глобального противостояния сверхдержав в Южно-Китайском море окончательное разрешение этого конфликта будет возможно только в рамках всеобъемлющего американо-китайского политического и экономического компромисса, реальных подходов к которому пока не просматривается.


Курсы восточных языков ИВ РАН