Сотрудники Института Востоковедения РАН

Франгулян
Лилия Рубеновна

кандидат филологических наук

Отдел истории и культуры Древнего Востока

научный сотрудник
 

Образование:

В 2010 г. окончила Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет (филологический факультет, кафедра восточно-христианской филологии и восточных Церквей). С 2010 г. по 2013 г. училась в аспирантуре ИВ РАН, научным руководителем её работы была к. ф. н. Смагина Евгения Борисовна. 17 февраля 2015 г. в ИМЛИ им. Горького РАН защитила диссертацию на тему "Истоки и историческая трансформация основных жанров коптской агиографии (на примере текстов о мучениках)".

Научные интересы:

Египет после арабского завоевания; христианство на Востоке; коптская литература, в частности, агиография; сравнительное исследование агиографии на коптском, древнегреческом и латинском языках; мировосприятие древних коптов.


Список публикаций

  1. Мученичество как литературный жанр и его особенности // Сборник студенческих научных работ ПСТГУ. — М., 2008. — С. 83–94.
  2. Специфика коптских энкомиев периода циклов (VII–VIII вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. — 2012. — Вып. 3 (29). — С. 46–56.
  3. Место агиографических циклов (VII–VIII вв.) в коптской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. — 2013. — Вып. 5 (35). — С. 86–96.
  4. Древнеегипетские рудименты в коптской литературе // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. — 2014. — № 1. — С. 90–96.
  5. Энкомий св. Виктору Феопемпа Антиохийского // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. — 2014. — Вып. 5 (40). — С. 178–188. (Введ., пер., комм.)
  6. Клавдий, мч. Антиохийский // Православная энциклопедия. — М., 2014. — Т. 35. — С. 223–224.
  7. Колуф, мч. Египетский // Православная энциклопедия. — М., 2014. — Т. 36. — С. 492–495. (в соавторстве с Моисеевой С. А.)
  8. Отражение общехристианских древних сюжетов и мотивов в коптских мученичествах // Вестник Древней истории. — 2015. — № 3. — С. 151–160.
  9. Макарий Антиохийский // Православная энциклопедия. — М., 2016. — Т. 42. — С. 480.
  10. Меркурий. Почитание Меркурия в Египте, Эфиопии и Армении // Православная энциклопедия. — М., 2016. — Т. 44. — С. 733–735. (в соавторстве с Моисеевой С. А., Муравьевым А. В.)
  11. Историография изучения коптских агиографических циклов // Сборник конференции «История востоковедения: традиция и современность».— М., 2017. (в печати)
  12. Мина, вмч. Фригийский (Котуанский) и Египетский // Православная энциклопедия. — М., 2017. — Т. 45. — С. 239–245. (в соавторстве с Крюковой А. Н.)
  13. Михаил, архангел. В коптской традиции // Православная энциклопедия. — М., 2017. — Т. 45. — С. 521–523.
  14. Реальность и вымысел у коптских агиографов (образ Диоклетиана в литературе циклов, сер VII— сер. VIII вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. (в печати) (в соавторстве с Головниной Н. Г.)

Франгулян Лилия Рубеновна
в базе данных РИНЦ

Статей в РИНЦ: 6

Цитирований в РИНЦ: 6

Индекс Хирша: 2

Новые статьи

Древнеегипетские рудименты в коптской литературе
Коптами называют христиан Египта, которые после арабского завоевания были в большинстве, а теперь составляют лишь небольшую часть от всего населения этой страны. Их история, язык и культура представляют собой многоаспектное поле для изучения. Коптский язык – последняя стадия древнеегипетского, коптский же алфавит составлен на основе греческого с добавлением нескольких букв из древнеегипетского демотического письма для передачи согласных звуков, отсутствовавших в греческом языке. Одной из причин перехода на новое письмо считается вставшая перед египтянами-христианами необходимость сделать перевод Священного Писания доступным для всех жителей Египта, что, в свою очередь, способствовало распространению христианства в этой стране. С одной стороны, со временем под влиянием новых взаимосвязей с другими христианскими традициями языческое прошлое изживалось. С другой стороны, культура Древнего Египта укоренилась во всех сферах жизни, и раз и навсегда расстаться с ней было невозможно. В данной статье будут рассмотрены некоторые мотивы и сюжеты коптской литературы, навеянные древнеегипетским прошлым. Предметом исследования будут агиографические и апокрифические тексты; гностические, магические и манихейские произведения в статье не рассматриваются.