Сотрудники Института Востоковедения РАН

Урляпов Вячеслав Федорович
в базе данных РИНЦ

Статей в РИНЦ: 28

Цитирований в РИНЦ: 46

Индекс Хирша: 2

Новые статьи

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ МАЛАЙЗИСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Лидеры Малайзии продолжали полагать, что развитие дружественных отношений с Китаем имеет важное значение с точки зрения сохранения внутренней политической стабильности и экономического роста. По их мнению, КНР не представляла прямой угрозы интересам безопасности Малайзии. Они делали ставку на прагматическое сотрудничество с Пекином, одновременно углубляя тесные связи в области безопасности и экономики с США и поддерживая единство АСЕАН на случай непредвиденных событий. Хотя малайзийский военно-политический истеблишмент беспокоило развитие обстановки в Южно-Китайском море, Путраджая избегала прямой конфронтации с Китаем, избрав путь постепенного наращивания собственных военных возможностей.
ИТОГИ ВСЕОБЩИХ ВЫБОРОВ В МАЛАЙЗИИ
В статье анализируются итоги всеобщих выборов в Малайзии, состоявшихся 5 мая 2013 г., а также ситуация, сложившаяся в стране после голосования. Выборы обеспечили победу правящего Национального фронта (НФ). По официальным данным, НФ завоевал 133 парламентских мест (сокращение на семь мест по сравнению с предыдущими выборами). Коалиции не удалось вернуть себе абсолютное большинство мандатов в федеральном парламенте. Оппозиционный Народный блок (НБ) увеличил представительство с 82 до 89 мест.Действующий премьер-министр Наджиб Разак возложил вину за понесенные потери на «китайские цунами», т.е. массовый переход местного китайского электората на сторону оппозиции, а также выступил с предостережением, что подобное явление способно вызвать поляризацию общество и дестабилизировать внутреннюю обстановку.Вместе с тем, Наджибу впереди предстоят новые баталии, на сей раз в рядах де-факто правящей партии ОМНО. До конца 2013 г. должен собраться очередной партийный съезд, который будут решать судьбу своего нынешнего лидера и главы правительства.
ТИМОР-ЛЕШТИ В 2012 Г
2012 год оказался весьма знаменательным с точки зрения политических событий. Прежде всего, страна отметила 10-ю годовщину восстановления государственной независимости. В конце года завершился мандат Интегрированной миссии ООН, а вопросы обеспечения внутренней безопасности и порядка перешли в распоряжение Национальной полиции. Тем самым, завершился 13-летний период фактического протектората ООН над Тимором-Лешти. В стране прошли очередные президентские и парламентские выборы, отразившие продвижение страны по пути создания устойчивых демократических институтов.
МАЛАЙЗИЯ В ПРЕДДВЕРИИ ВСЕОБЩИХ ВЫБОРОВ
В статье анализируются события, связанные с вступлением страны в активную фазу очередного электорального цикла. Ближайшие выборы в федеральный парламент и законодательные органы штатов должны пройти не позднее апреля 2013 г. Они дать ответ на коренные вопросы. Во-первых, являлось ли серьезное поражение, понесенное правящим Национальным фронтом на выборах 2008 г., закономерным результатом глубокого разочарования избирателей его монопольным правлением или оно обуславливалось лишь стечением конъюнктурных обстоятельств. Во-вторых, насколько прочными являются позиции оппозиционного Народного блока, сколь успешно стало управление его представителями штатами, отвоеванными на прошлых выборах. Результаты предстоящего волеизъявления граждан продемонстрируют тенденции и настроениях малайзийцев и, по большому счету, определят политическое будущее страны.
«НОВОЕ ПРИШЕСТВИЕ» США В ЮГО-ВОСТОЧНУЮ АЗИЮ
В странах АСЕАН приветствовали заявленное администрацией Обамы, пришедшей к власти в Вашингтоне, стремление внести кардинальные изменения в политику США в тихоокеанской Азии. Участвуя в середине 2009 г. в ежегодных мероприятиях АСЕАН госсекретарь США Клинтон поставила подпись под Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, считающимся олицетворением политической философии асеановской «десятки». Итоги ее визита в регион, по сути, проложившего путь для последующей поездки президента Обамы, свидетельствовали, что США вознамерились серьезно заняться наверстыванием упущенного времени в ЮВА, а страны «северного пояса» АСЕАН станут, по всей видимости, зоной, где развернется соперничество между США и набирающим силу Китаем. Отправляясь в первое азиатское турне в ноябре 2009 г., Обама объявил себя «первым тихоокеанским президентом США», а также заявил о «нерушимой приверженности» делу обеспечения безопасности в АТР. Новая администрация Вашингтона подала недвусмысленный сигнал о намерении упрочить отношения с АСЕАН, что подтвердил состоявшийся в Сингапуре первый саммит США-АСЕАН. В его итоговом документе указывалось на новый старт в развитии двустороннего сотрудничества. В отличие от первой конференции в верхах в Сингапуре, на 2-м саммите в Нью-Йорке в сентябре 2010 г. значительное развитие получила тема Южно-Китайского моря (ЮКМ). В текст совместного заявления был включен пункт, подтверждавший важность сохранения безопасности мореплавания и торговли в его акватории. Тем не менее, нью-йоркская встреча показала, что США и тем более страны АСЕАН не намеревались прибегать к воинственной риторике в адрес Пекина. Такой шаг мог быть расценен как возврат к эпохе «холодной войны». Члены «десятки» приветствовали усиление вовлеченности США в дела ЮВА, но не посредством попыток изоляции Китая. Дальнейший ход событий продемонстрировал, что США избрали Индонезию и Вьетнам в качестве основных партнеров в регионе. Если Индонезия представляла для США особый интерес с точки зрения демонстрационного эффекта продвижения крупнейшей по населению мусульманской страны по пути либерально-демократических реформ, как образец для исламского мира, то Вьетнам - с позиций геополитических как крупное государство ЮВА, непосредственно выдвинутое к южным рубежам Китая, в наибольшей степени вовлеченное в проблемы ЮКМ.