Сотрудники Института Востоковедения РАН

Мурашева
Галина Федоровна

кандидат исторических наук

Центр изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании

старший научный сотрудник
 

Образование:

Окончила Московский институт востоковедения МГИМО по специальности "страноведение Китая".Сотрудник ИВ РАН с 1962 г.

Научные интересы:

История Вьетнама, история вьетнамо-китайских отношений, внешняя политика и международные отношения Вьетнама.


Член редколлегии сборника "Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития"
 

Список основных научных публикаций

  1. Мурашева Г.Ф. Вьетнамо-японские отношения в формате стратегического партнерства. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Вып. XIV. – М.: ИВ РАН, 2010. – C. 145-165.
  2. Мурашева Г.Ф. Политическая элита Вьетнама. // Сборник Вьетнамские исследования. Вып. I. – М.: ИДВ РАН, 2011. – С. 59-90.
  3. Мурашева Г.Ф. Хроника «Дай Нам Тхык Люк» о религиозной ситуации во Вьетнаме накануне французского вторжения (первая половина XIX в.). // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Юго-Восточной Азии: история и современность, Вып. 2. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, ИСАА 2011. – С. 293-318.
  4. Мурашева Г.Ф. Правящая элита Вьетнама в эпоху «дой мой». // Элиты стран Востока. – М.: ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова, Центр изучения совр. проблем Юго-Восточной Азии и АТР, 2011. – С. 239-255.
  5. Мурашева Г.Ф. Курс КНР в ЮВА и Южно-Китайском море: дань традиции или ответ на вызовы времени? // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Вып. ХVIII. – М.: ИВ РАН, 2012. – С. 26-56.
  6. Мурашева Г.Ф. Морская политика вьетнамской династии Нгуенов в первой половине XIX в. (по материалам хроники Дай Нам Тхык Люк). // Вьетнамские исследования. Вып. № 2, Вьетнам сегодня и вчера, М., – 2012. – С. 228-250.
  7. Мурашева Г.Ф. Нгуены и католики (по материалам вьетнамской хроники Дай Нам Тхык Люк). // Восток-Запад. История – литературный альманах. – М., 2012. – С. 85-102.
  8. Мурашева Г.Ф. Есть ли альтернатива статус-кво в территориальном споре в Южно-Китайском море? // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Вып. XX. – М.: ИВ РАН, 2013. – C. 5-16.
  9. Мурашева Г.Ф. О некоторых аспектах цивилизационной общности и политической субъектности Вьетнама во взаимоотношениях с Китаем и Западом в первой половине XIX в. Страны Юго-Восточной Азии и Запад: многообразие форм взаимодействия. История и современность. // М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки. Губеровские чтения. Выл. 3. – М.: Тезаурус, 2013. – С. 323-337.
  10. Мурашева Г.Ф. The maritime policy of the Vietnamese Nguen Dynasty in the first half of the 19th century. // Russian Scholars on Vietnam. Selected papers. Moscow: Forum Publishers, 2014. – P. 121-39.
  11. Мурашева Г.Ф. Политика в отношении католиков при императоре Ты Дыке (1848-1883) во Вьетнаме. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Вып. XХII. – М.: ИВ РАН, 2014. С. 167-184.

Мурашева Галина Федоровна
в базе данных РИНЦ

Статей в РИНЦ: 25

Цитирований в РИНЦ: 141

Индекс Хирша: 3

Новые статьи

ПЕРВАЯ ОПИУМНАЯ ВОЙНА 1839-1842 ГГ. И ВЬЕТНАМ
В статье на материалах вьетнамской исторической хроники Дай Нам Тхык Люк (Правдивые записки о Великом Юге) показана двойственная позиция правящей династии Нгуенов Вьетнама относительно развязанной Англией против Китая Первой опиумной войны (1839-1842 гг.). Порицая Англию и англичан за «алчность, коварство и недобрые доверия», Нгуены, в то же время, не упускали случая возложить долю ответственности за начало и, тем более, за поражение в войне на Китай. В событиях, связанных с опиумной войной, вьетнамская правящая элита не оценила масштаб опасности западного экспансионизма, жертвой которого вскоре неожиданно для Нгуенов стал сам Вьетнам.
ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КАТОЛИКОВ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ТЫ ДЫКЕ (1848-1883) ВО ВЬЕТНАМЕ
В статье на основе материалов хроник Дай Нам Тхык Люк показана эволюция политики поздних Нгуенов (Ты Дык и преемники) как часть сопротивления французской агрессии. Признание вьетнамской властью католичества в качестве официальной религии в стране стало неизбежным следствием поражения династии и в целом патриотических сил и установления господства Франции во Вьетнаме в конце XIX в.
ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА СТАТУС-КВО В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ СПОРЕ В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ?
В статье проанализированы факторы, тормозящие урегулирование территориального спора в Южно-Китайском море, в котором участвуют Китай, Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней. Дана оценка правовой базы урегулирования – Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), которая, по мнению многих экспертов, нуждается в усовершенствовании в соответствии с реальными специфическими особенностями ЮКМ.Автор приходит к выводу, что факторы, действующие в ЮКМ на глобальном уровне (США - Китай), региональном (АСЕАН - Китай) и двустороннем (Китай - Вьетнам) скорее работают в пользу сохранения действующего статус-кво, а возможность урегулирования территориального спора оценивает как неопределенную и отдаленную перспективу.
КУРС КНР В ЮВА И ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ: ДАНЬ ТРАДИЦИИ ИЛИ ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ?
Статья посвящена политике КНР в ЮВА и ЮКМ. Используя инструментарий «мягкой и твердой силы», Китай отдает приоритет «мягкой силе» в отношениях с соседями по региону и участниками спора из-за суверенитета над островными территориями ЮКМ. Китай пытается вовлечь соседей по ЮКМ в свою экономическую орбиту, сделать торгово-экономическое «стратегическое» сотрудничество приоритетом двусторонних отношений, предлагая оставить решение территориальных морских вопросов на потом - следующим поколениям. В противостоянии с США в ЮКМ и шире – в ЮВА Китай не идет на конфронтацию, предпочитая оставаться в рамках партнерства, но и не отказывается от стратегии по усилению своих позиций в регионе. Среди факторов, определяющих политику современного Китая в ЮВА и ЮКМ, первостепенным является общая стратегия руководства КНР по приведению геополитического положения страны в соответствие с ее колоссальным экономическим ростом и все возрастающей военной мощью, включая увеличение ее военно-морской составляющей, что подразумевает расширение сфер влияния. Южно-Китайскому морю в этой стратегии отводится особая роль, поскольку, как считают эксперты по региону, страна, контролирующая ЮКМ, станет главной морской державой в Восточной Азии.
ВЬЕТНАМ В 2010-2011 ГГ.: ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
В статье сделан аналитический обзор ключевых событий внутри и внешнеполитической жизни Вьетнама. Основным внутренним событием в 2010-2011 гг. была подготовка и проведение XI съезда КПВ, анализу решений которого посвящена значительная часть статьи. Автор попытался дать ответ на вопрос почему Вьетнам несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства и оказываемое на него давление не отказался от провозглашенного ранее курса на продвижение к социализму. В статье также дано определение вьетнамским руководством содержания рыночной экономики социалистической направленности. Автор остановился на анализе политики Вьетнама в отношении его главных партнеров - Китая, США и АСЕАН, показал тесную связь вьетнамо-китайских, вьетнамо-американских отношений, а также проанализировал лидерский потенциал Вьетнама как участника АСЕАН, который со всей очевидностью был продемонстрирован в 2010 г, когда Вьетнам был Председателем Ассоциации.
ВЬЕТНАМО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ФОРМАТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА
В статье Мурашевой Г.Ф. рассматриваются отношения Вьетнама с Японией, которые получили дальнейшее качественное развитие в 2009 г. В ходе визита Генерального секретаря ЦК КПВ Нонг Дык Маня в Японию в апреле 2009 г. страны подписали Совместную декларацию о развитии отношений стратегического партнерства во имя мира и процветания в Азии. Формат стратегического партнерства во взаимоотношениях стран предполагает широкий спектр направлений сотрудничества от торгово-экономического, технологического, сферы культуры, образования, подготовки кадров до военного сотрудничества по проблемам обеспечения безопасности, и в каждом отдельном случае стратегическое партнёрство имеет свою специфику.
ВЬЕТНАМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 2008-2009 ГГ.)
В статье показано как Вьетнам противостоит ударам извне. Чтобы противостоять опасностям правительство Вьетнама использует средства мобилизации внутренних и внешних ресурсов. На фоне кризиса, правительство Вьетнама приняло эффективные меры для укрощения инфляции, стабилизации макроэкономики, и для обеспечения социальной защищенности населения.
ПОЛИТИКА ВЬЕТНАМА В АСЕАН (2007-2008 ГГ.) (ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ)
Dr. Murasheva in her article «Vietnam's policy in ASEAN, (2007-2008)» showed the country's participation in the regional economic integration as the basic trend of Vietnam's regional policy. The article deals with three directions of Vietnamese regional policy: participation in the construction of ASEAN economic community by 2015, the drafting of ASEAN Charter and taking part in the concrete projects with the aim to narrow the gap in the socio-economic development of ASEAN countries. The Vietnamese leaders being the authors of the socio-cultural cooperation idea as the third component of ASEAN's «three pillar Community» pay great attention to this problem. The author argues that Vietnam in its ASEAN policy persues its national interests as well as follows the principle of garmonizing its own interests with those of other ASEAN countries and ASEAN as a whole.