Сотрудники Института Востоковедения РАН

Косач
Григорий Григорьевич

д. и. н., профессор

Центр изучения стран Ближнего и Среднего Востока


 

Преподавание:

профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ

Научные интересы:

политические процессы в арабском мире; российская ближневосточная политика.


Автор более 150 научных трудов, включая: Красный флаг над Ближним Востоком? (М.: ИСАА, 2001); Коммунисты Ближнего Востока в СССР. 1920-1930-е годы. (М., РГГУ, 2009); Внешняя политика Саудовской Аравии. Приоритеты, направления, процесс принятия решения. (М.: ИИБВ, 2003; в соавт. с Е.С. Мелкумян); Саудовская Аравия: политические процессы 1990–2000 х гг. (М.: ИБВ, 2013); Арабский национализм или арабские национализмы: доктрина, этноним, варианты дискурса // Национализм в мировой истории. (М.: Наука, 2007); Ближневосточный конфликт: историческая ретроспектива, мифы арабизма и сионизма, современность // Этничность и религия в современных конфликтах (М.: Наука, 2012); Российско-саудовские отношения: политический аспект. 1990–2015 гг. (М.: ИБВ, 2016).

Новые статьи

Арабские страны Залива: поле конфронтации с террором
Мелкумян Елена Суреновна, Косач Григорий Григорьевич
В статье рассматривается ситуация с террористической активностью в арабских странах региона Персидско-го залива. При этом отмечается, что эта активность сравнительно невелика в Кувейте, Государстве Объеди-ненных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и отсутствует в Катаре и Омане, что объясняется анализируемыми в ста-тье причинами. Одновременно подчеркивается специфичность бахрейнской ситуации, определяемой при-сутствуем в составе населения Бахрейна значительной долей все еще дискриминируемого шиитского насе-ления, что, однако, не может быть основой для утверждений о широкой деятельности террористического подполья в этой стране. Основной упор в статье делается на положении в Саудовской Аравии, политическая система которой, отличная от других государств арабо-мусульманского мира, создает широкие возможности для противостояния государства и религии. Положение в Саудовской Аравии рассматривается авторами на основе широкой исторической ретроспективы становления и развития религиозной оппозиции и анализа современного состояния террористической активности. В саудовском случае выделяются основные этапы этой конфронтации, определяется роль корпуса религиозных деятелей в этом противостоянии, а также сего-дняшнее положение в рядах саудовских носителей религиозной догмы, все более дифференцирующихся под влиянием проводимого властью курса на огосударствление религии и осуществляемых «политическим классом» социально-экономических и политических преобразований. Основной вывод авторов статьи за-ключается в том, что отсутствие существенных изменений в политической системе страны, где все еще роль сохраняется высокая роль религии, будет и в дальнейшем основой для возникновения вызова терроризма, возникающего не только под влиянием дестабилизации ситуации в арабском мире, но и внутренних причин.
Саудовская Аравия: «религиозное государство» или «государственная религия»?
Косач Григорий Григорьевич
Вопросы, связанные с процессом секуляризации в Саудовской Аравии, рассматриваются в контексте ее последовательной модернизации. Автор анализирует взаимоотношения между правящей династией, представленной основателем саудовского государства Ибн Саудом с его сыновьями на троне, и ведущей семьей корпуса богословов Аль аш-Шейх – потомками основателя ваххабитской версии ханбалитской правовой школы Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба, союз между которыми лежит в основе местной политической системы. Ясно просматриваемая секуляризация означает не только переход все более значимых сфер общественно-политической жизни под контроль государства и ограничение деятельности богословов сферой культовой практики, но и этатизацию религии. Действуя в этом направлении, саудовский политический истеблишмент опирается на поддержку «образованного класса», обретающего черты третьего актора политического процесса. Секуляризация создает основу для трансформации ваххабитской версии ханбалитской правовой школы в умеренный салафизм, в практику которого входят и положения иных школ суннитского ислама.