ИВ РАН

Сотрудники Института востоковедения РАН

Филатов
Сергей Борисович

кандидат исторических наук

Центр исследования общих проблем современного Востока

старший научный сотрудник
 

E-mail: sfilatov2006@yandex.ru
 

Родился в 1951 г. в Москве. В

1973 г. 1973-1979 - младший научный сотрудник Института социологии АН СССР.

1979-1981 - младший научный сотрудник Центрального экономико-математического института АН СССР.

1981-1997 - старший научный сотрудник Института США и Канады РАН.

1997-по н/в - старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

В 1990- 1992 гг. - руководитель Проекта общероссийских социологических исследований “Религиозность и мировоззрение населения России”, проведенных по заданию Аналитического центра РАН.

Образование:

Окончил психологический факультет МГУ. В 1972- 1979 гг. окончил 4 курса истфака МГУ. В 1985 г. защитил в Институте США и Канады АН СССР диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме “Католическая церковь в общественно-политической жизни США”.

Научные интересы:

Современная религиозно-общественная жизнь российских регионов


Список основных научных публикаций

  1. Православие на американской почве - “США: экономика, политика, идеология” (“США: ЭПИ”), 1981, № 10.
  2. Католическая церковь и внешняя политика США- “США: ЭПИ”, 1984, №5.
  3. Католическая церковь в современной общественной жизни США // Религия в политической жизни США. М.: Наука, 1985.
  4. 4. Католицизм в общественно-политической жизни Канады - “США: ЭПИ”, 1987, №3.
  5. Церковь и рейганомика // Наука и религия, 1988, №1.
  6. Католицизм в США. М.: Наука, 1993. - 142 с.
  7. Взгляд из России: Воспоминания о поломничестве в Онтарио // “Логос. Диалог Восток-Запад” (Брюссель-Мюнхен- Москва), 1995 № 50.
  8. Нужна ли нам внутренняя заграница? // На пути к свободе совести, М.: Прогресс, 1989.
  9. Религия и политика в общественном сознании // Социологические исследования, 1992, №7. (в соавт. с Д. Е. Фурманом)
  10. Православие в контексте посткоммунизма - “Век ХХ и мир”, 1992, №1
  11. Религия и политика в общественном сознании советского народа // Религия и демократия. М.: Прогресс, 1993.
  12. Парадоксы советского благочестия // Религия и демократия. М.: Прогресс, 1993.
  13. Религиозность- демократичность – авторитарность // Политические исследования, 1993, № 3. С. 141-148.
  14. Как идёт религиозное возрождение России? // Наука и религия, 1993, № 5-7
  15. Во что сейчас верят русские люди? // Логос (Брюссель), 1993, № 48.
  16. Не пора ли избавиться от предрассудков? // Свободная мысль, 1993 № 3
  17. Интеллигенция в постсоветском “капитализме” // Свободная мысль. 1994. №5.
  18. Религиозность и политическое сознание в постсоветской России // Религия, церковь в России и за рубежом” (Информационный бюллетень кафедры религиоведения РАГС, 1994, №2.
  19. Что такое национальная идея в России 90-х? // Русская идея и евреи. М.: Наука. 1994.
  20. Новая Россия в поисках идентичности. - в сб. “Нравственные ценности в эпоху перемен”. М., 1994. Издание “Христианского исследовательского центра”.
  21. Религия как фактор формирования гражданского общества в России // Гражданское общество и перспективы демократии в России. - Издание Российского научного фонда. 1994.
  22. Русская православная церковь и политическая элита // Религия и политика в посткоммунистической России” М., изд-во ИФ РАН, 1994. С. 99-118.
  23. Религия и политика в современном массовом сознании - там же. С. 33-98.
  24. Язычество. Рождение или возрождение? // Дружба народов”, 1994, № 11-12.
  25. “Русский путь” и гражданское общество // Свободная мысль”, 1995, № 1.
  26. Религия в современном массовом сознании // Социологические исследования», 1995, №11. (в соавт. с Л. М. Воронцовой и Д. Е. Фурманом)
  27. Русская Церковь перед выбором: Свобода совести или духовная монополия? // Логос. Диалог Восток-Запад”, 1995 № 50.
  28. Возродит ли религия Россию?- “Истина и жизнь” (Москва), 1995, №12.
  29. Удмуртия: языческий вызов христианству.- “Дружба народов”, 1996, № 3.
  30. Башкортостан: религия и власть.- “Дружба народов”, 1996, № 5.
  31. Старообрядчество: Вчера, сегодня, завтра - “Истина и жизнь”, 1996, №6.
  32. Урал. Прельщение монетаризмом. - “Дружба народов”, 1996, № 12.
  33. Современная Россия и секты.- “Иностранная литература”, 1996, № 8. С. 201-219.
  34. Нет совести без свободы совести. - в кн. “Религия и права человека. На пути к свободе совести. Вып. III” М. “Наука”, 1996.С 12-17.
  35. Поволжские народы в поисках национальной веры.- там же. С. 256-284.
  36. Церковь достоинства. Старообрядческая альтернатива: прошлое и современность. - “Дружба народов”, 1997, № 5.
  37. Нетрадиционная религиозность в посткоммунистической России.- ”Истина и жизнь”, 1997, №№ 5-7.
  38. Государственно-церковные отношения в России перед демократическим вызовом.-”Религия и государство в современной России” -Научные доклады. Вып. 18- Московский центр Карнеги. Москва, 1997.
  39. Якутия. Обретение кута. - ”Дружба народов”, 1998, № 2.
  40. Татарстанское евразийство: евроислам плюс европравославие.-”Дружба народов”, 1998, № 8.
  41. Судьба католицизма в России.- ”Иностранная литература”, 1998, №11.
  42. Российские традиции духовной тирании и новый закон о религии—“Закон о свободе совести 1997 г.: международные нормы и российские традиции”-Научные доклады № 68-М, Московский общественный научный фонд, 1998.
  43. В пограничье ислама и христианства. Религиозная жизнь Татарстана.- «Истина и жизнь», 1998, №12.
  44. Алтайский бурханизм: вера или мечта о вере ?.- «Дружба народов», 1999, № 2.
  45. «Анархизм мирян» в русском православии: традиции и перспективы.- «Страницы», Том 4, вып.1. 1999.
  46. Конец 90-ых: возрождение религиозной нетерпимости. –«Нетерпимость в России: старые и новые фобии». Московский Центр Карнеги. Уфа-М, 1999.
  47. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ. - «Политические исследования», 1999, №3. С.138-149.
  48. Поволжье: 350 лет религиозного плюрализма.- «Дружба народов», 1999, №8.
  49. Рериховское движение в России: восстановление связи времён.- «Вопросы философии», 1999, №12.
  50. Карелия: православно-лютеранское пограничье. - «Дружба народов», 2000, №5.
  51. Другая Святая Русь. Духовный опыт возрождения Русского Севера.- «Дружба народов», 2001, №5.
  52. Русское лютеранство: между протестантизмом, православием и католицизмом.- «Дружба народов», 2002, №9.
  53. Язычество- константа евразийского сознания.- «Межкультурный диалог на евразийском пространстве. Башкортостан - евразийская модель меконфессионального согласия и толерантности». Материалы международной научной конференции 30-сентября-2 октября 2002 г. г. Уфа. РИО БашГУ. 2002.
  54. Православие по-поморски и по-новгородски // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С.33-57.
  55. Религиозная жизнь Поволжья. Прагматичное христианство // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 58-74.
  56. Особенности религиозной жизни Карелии // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 75-89.
  57. Евразийство и Религиозная жизнь Татарстана // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 90-113.
  58. Религия и общество в Башкортостане // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 114-134.
  59. Языческое возрождение – поволжская религиозная альтернатива // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 135-157.
  60. Северный Кавказ: горские народы в поисках религиозной идентичности // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С.158-188.
  61. Якутия перед религиозным выбором: шаманизм или христианство // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 189-201.
  62. Хакасия. Сгусток религиозных проблем Сибири // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 202-212.
  63. Алтайский Бурханизм // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 233-246.
  64. Старообрядчество: в поисках потерянного града Китежа // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 247-267.
  65. Католики и католицизм в России // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 268-292
  66. Феномен российского протестантизма // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 293-314.
  67. Российское лютеранство // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 315-335.
  68. Новые религиозные движения –угроза или норма жизни? // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 401-449.
  69. Рерихианство: синтетическое мировоззрение или новая религия? // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 450-469.
  70. Религия в постсоветской России // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний сад, 2002. С. 470-483.
  71. Возвращение к основам (протестантский фундаментализм) // Фундаментализм. М.: «Крафт+», 2003, с. 107-126.
  72. Архангельский край - хранитель духовных традиций Новгородской республики // Гуманитарные исследования и гуманитарное образование на Европейском Севере. Архангельск, 2003.
  73. Осознает ли второй Рим своё родство с Римом первым? (Christentum als Wertebasis Europas? Zur Sozialdoktrin der Russisch-Orthodoxen Kirche) // Неприкосновенный запас, 2003, №4 (Osteuropa, september-october 2003), с. 47-56.
  74. Региональные особенности православной религиозности в России: традиции и современность // Orthodox Christianity and Contemporary Europe. Ed. by J. Satton and W. Bercken, Leuven-Paris- Dudlex, MA. Peeters. 2003. С 229-248.
  75. От протестантизма в России к русскому протестантизму // Неприкосновенный запас, 2003, №6. С.21-32.
  76. «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания». том II., М.,“Логос”, 2003 (автор или соавтор более 70% статей).
  77. «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания». том I . М.,“Логос”, 2004 (автор или соавтор более 70% статей).
  78. Тропами чудесного мира российской религиозности.- «Университетская книга», 2004,№1
  79. Российский протестантизм: успех в равнодушном к вере обществе.- «Вопросы философии», 2004,№5.
  80. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию.- в кн.: «Религия и глобализация на просторах Евразии». Москва, Московский центр Карнеги, ”Неосторм” 2005.
  81. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность. Социологические исследования 2005 №6
  82. Религиозный плюрализм и религиозная терпимость на северо-западе России: общество и власть. в: Религиозная ситуация на Северо - западе России и в странах Балтии (традиция и современность. Сборник статей по итогам II Международной научной конференции 21-22 февраля 2005 г. СПб: ООО Светоч, 2005 г.
  83. Русская православная церковь в поисках культурно-эстетического национального идеала. в: Aesthetics as a religiuos factor in Eastern and Western Christianity (Eastern Christian studies 6). Ed. by Wil van den Bercken and Jonathan Sutton. “Peeters” Leuven-Paris-Dudley, MA. 2005.
  84. Христианские религиозные сообщества России, как субъект Гражданского общества. Отечественные записки. 2005. №6
  85. «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания». том III .М., “Логос”, 2005 (автор или соавтор более 70% статей).
  86. «Атлас современной религиозной жизни России». том I. «Летний сад», М.-СПб., 2005 (автор или соавтор более 70% статей).
  87. «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания». том. IV М., «Логос», 2006. (автор или соавтор 50% статей.)
  88. Белгородчина: земская симфония губернатора и архиепископа. «Религия и право», 2006, №1-2.
  89. «Атлас современной религиозной жизни России». том II. «Летний сад», М.-СПб., 2006 (автор или соавтор более 70% статей).
  90. Финно-угры в современной Русской православной церкви. Материалы по исследованию религиозной ситуации на Северо-западе России и в странах Балтии. Выпуск III, СПб, издательский дом Инкери, 2006.
  91. Новгородская духовность: русская демократия и русская вера. «Религия и право», 2007, №1
  92. Трагедия российских немцев и российская религиозность. «Современная Европа», 2007, №4
  93. Традиционные религии, «русская цивилизация» и суверенная демократия. В сб. «Религия и политические конфликты на просторах Евразии». Отв. ред. А. Малашенко и С. Филатов. РОССПЭН, М., 2007
  94. Бурятия: евразийство в буддистском контексте. «Религия и право», 2007, №4.
  95. Новгородская духовность: Феникс возрождается вновь. Материалы по исследованию религиозной ситуации на Северо-Западе России и странах Балтии. Вып. IV. Санкт-Петербург. 2007.
  96. Старая Русса. Наследие Достоевского – источник православия. Религия и право. 2008. №2 с. 8-10.
  97. «Научите все народы…». «Отечественные записки», 2008, №6, с. 241-253 (совместно с Р. Лункиным).
  98. Вьетнам: религия и власть. Религия и право. 2009, №1, с. 35-38.
  99. Православие в Туле и почитание Алексея Хомякова. Религия и право. 2009, №2, с. 26-29.
  100. Буддизм в Калмыкии. В сб. «Восточный социум и религия». М: ИВРАН, 2009, с. 359- 370.
  101. Patriarch est mort, vive le Patriarch ! Религия и право. 2009, №3, с. 26-34.
  102. Многоцветие волшебного сада российской духовности: двадцать лет возрастания религиозного многообразия постсоветской России. В сб. Двадцать лет религиозной свободы в России. М: РОССПЭН, Московский центр Карнеги, 2009.

на англ. яз.:

  1. The Russian Orthodox Church and the Present Political Situation.- “Eglise et Theologie”- (Ottawa), 1992, №1.
  2. On paradoxes of the Post- communist Russian Orthodox Church. - в сб. “Religions sans Frontiers? “ La Sapienza”, Roma, 1994.
  3. Freedom of Conscience in Russia: What the Opinion Polls Show.- “ Religion, State and Society” (Oxford), 1993 №3-4.
  4. The Changing Pattern of Religious Belief: Perestroika and beyond.- там же, 1994. №1.
  5. The Prospects of Catholicism in Russia.- там же, 1994, №1.
  6. Religiosity and Political Consciousness in Postsoviet Russia. - там же, 1994, № 4.
  7. Religious Developments among the Volga Nations as a Model for the Russian Federation .- там же, 1995, № 3.
  8. New Russia in Search of Identity.- в кн. “Remaking Russia”, - M. E. Sharpe Publ., Armonk (N. Y), London, 1995.
  9. Russian Jews and the Church: a Sociological View.- ”Religion,State and Society” (Oxford), 1996, №1.
  10. ”The Russian Way” and Civil Society.- ”Russian Studies in Philosophy” (Armonk, NY), 1996/vol.35 № 2.
  11. Udmurtia: Orthodoxy, Paganism, Authority.- “ Religion, State and Society” (Oxford), 1997 №2
  12. Religion, Authority and the nation in the soverein Bashkortostan- “ Religion, State and Society “ (Oxford), 1997, №3. P. 267-280.
  13. Ortodoxy, Russian- “The Encyclopedia of Politics and Religion”. Ed. R. Wuthnow. Congressional Quarterly Inc. Washington, D. C. 1998.
  14. Tatarstan: at the Crossroads of Islam and Orthodoxy- “Religion, State and Society” (Oxford), 1998 № №3/4. P. 265-278
  15. Russian Catholicism: Relic or Reality?- “Proselytism and Orthodoxy in Russia. The new war for souls”, editors John Witte and Michael Bourdeaux, Orbis books, Mаryknoll, New-York, 1999.
  16. Sects and New Religious Movements in Post-Soviet Russia- “Proselytism and Orthodoxy in Russia. The new war for souls”, editors John Witte and Michael Bourdeaux, Orbis books, Mаryknoll, New-York, 1999.p.163-184
  17. Evangelism and Russian Ortodoxy: The Wall of Alienation.- “God in Russia” , ed. Sharon Linzey and Ken Kaisch, University Press of America, Lanham – New York, 1999.
  18. Traditions of Lay Orthodoxy in the Russian North- “Religion, State & Society” (Oxford), 2000, №1.
  19. Paradoxes of the Old Believer Movement- там же.
  20. Catholic and Anti-Catholic Traditions in Russia-там же.
  21. Protestantism in Postsoviet Russia: An Unacknowledged Triumph- там же.
  22. Yakutia (Sakha) Faces a Religious Choice: Chamanism or Christianity-там же.
  23. The Rerikh Movevent: A Homegrown Russian “New Religious Movement”-там же.
  24. Religious Life in Siberia: The Case of Khakasia-там же.
  25. Lutheranism in Russia. ”Religion, State and Society” (Oxford), 2003, №4.
  26. Statistics on Religion in Russia: the Reality behind the Figures. ”Religion, State and Society” (Oxford), 2006, №1.
  27. Orthodoxy in Russia. Post-atheist Faith. -Studies in World Christianity (Edinburgh),volume 14, part 3, 2008. pp.187-203 (1 а. л.)

на итал. яз.:

  1. Una Speranza dopo Trecento Anni .- Jesus (Milano), 1990, №12.
  2. J.Santi: Politici della Chiesa Russa. - Jesus (Milano). 1991, №6.
  3. Il Russo ci crede un Po Di Piu. - Familia Christiana (Milano), 1992. №1.
  4. 3 статьи о современной жизни РПЦ в Supplemento a Jesus (Milano). 1992, №12.
  5. La contesestano e pero la amano. - Jesus (Milano). 1993, №6.
  6. La religiosita postsovetica: dall’ eclettismo religioso alle fedi nazionali-‘’La nuova Russia. Dibattito culturale e modello di societa in costruzione’’. Edizioni Fondazione Giovanni Agnelli. Torino. 1999.
  7. L’ islam e lo stato russo: islam tataro e islam nel Tatarstan- “Islam e politica nello spazio post-sovietico”. A cura di S. Filatov e A. Malasenko. Edizioni Fondazione Giovanni Agnelli. Torino. 2000. P. 3-26.
  8. Religione in Russia: dodici anni di cambiamenti- “La Nuova Europa”, 2002, №6.
  9. Il Tatarstan come cultura unica di tolleranza islamica-cristiana- “Religiona e Societa”,n.47, settembre-dicembre 2003. P 72-77.
  10. La fede in versione nazional-popolare -“La Nuova Europa”, 2005, №6.
  11. Il pluralismo culturale e religioso in Russia: il fondomento e le prospettive del conflitto e dell’unita- “Multiculturalismo e pluralismo religioso fra illusione e realta: un altro mondo e possibile?” Fierenze University Press, Fierenze, 2006.
  12. L’incorporazione del terma patriotico da parte della Chiesa orthodossa russa: la festa del 9 maggio – “L’albero della vita. Feste religiose e ritualita profane nel mondo globalizzato”. A cura di Pino Trombetta e Simona Scotti. Fierenze University Press. 2007. P.255-268.
  13. Gli ugro finni della Russia: ricerche di identia nel paganesimo. “Religiona e Societa”,n. 61, maggio-agosto 2008. p. 26-41.

на немецком яз.:

  1. Кein Gewissen ohne Gewissenfreiheit. Russland vor der Wahl: Glaubensfreiheit oder Staatskirche?- Verlag “ Der Christiche Osten “ (Wurzburg) 1996.
  2. Religion in Russland- “Der Burger im Staat”, 2001№ 2/3.
  3. Neuaufbruch bei den russisischen Baptisten- “Glaube in der 2.Welt”, 2002, №1. 8. см. №73.
  4. Paradoxa der gegenwartigen Religiositat- «Ost-West-Gegeninformationen» (Graz, Osterreich), 2003, №4.
  5. Mennoniten: Neubeginn im Gebiet Orenburg. “Glaube in der 2.Welt”, 2006, №10.

Ответственный редактор коллективных монографий:

  1. “Религия и демократия. На пути к свободе совести - вып.II” (совместно с Д. Фурманом) (Москва, «Прогресс», 1993, 592 с.),
  2. “Религия и права человека. На пути к свободе совести - вып.III ” (Москва, «Наука», 1996, 300 с.), «Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России». (Москва - СПб, Летний сад, 2002, 486 с.),
  3. “Islam e politica nello spazio post-sovietico”. A cura di S. Filatov e A. Malasenko. Edizioni Fondazione Giovanni Agnelli. Torino. 2000, 182 p.,
  4. “Религия и глобализация на просторах Евразии” (совместно с А. Малашенко). (Москва, Московский центр Карнеги, ”Неосторм” 2005, 343 с.).
  5. «Религия и конфликт». (Совместно с А. Малашенко). ( Московский центр Карнеги, Москва, «Российская политическая энциклопедия», 2007, 287 с.) , «Двадцать лет религиозной свободы в России» (совместно с А. Малашенко). М: РОССПЭН, Московский центр Карнеги, 2009, 398 с.

Ответственный редактор и составитель книги (совместно с М. Бурдо)

    «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания»:

    том I (Москва, “Логос”, 2004, 327 с.),

    том II (Москва, “Логос”, 2003, 478 с.).

    том III (Москва, “Логос”, 2005, 463 с.).

    том IV (Москва, «Логос», 2006, 365 с.)

Ответственный редактор и составитель книги (совместно с М. Бурдо)

    «Атлас современной религиозной жизни России»:

    том I (Москва- Cанкт-Петербург, “Летний сад”, 2005, 620 с.).

    том II (Москва- Cанкт-Петербург, “Летний сад”, 2006, 686 с.).

    том III (Москва- Cанкт-Петербург, “Летний сад”, 2009, 863 с.).

Новые статьи

В Институте Европы РАН состоялось подписание Прохановской декларации
28 февраля 2019 г. в ходе конференции «Историческая, культурная и социальная роль протестантизма в России и Европе» была окончательно подписана Прохановская декларация, посвященная 150-летию И.С. Проханова. Последнюю подпись под документом поставил начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Васильевич Ряховский. Ранее декларацию подписали глава РСЕХБ Петр Мицкевич, глава ВСЕХ Павел Колесников, начальствующий епископ РЦ ХВЕ Эдуард Грабовенко, первый заместитель председателя Евро-Азиатского дивизиона (отделения) Генеральной конференции Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Олег Гончаров.
В РАН объяснили, для чего Порошенко затеял проведение «объединительного» собора
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Сергей Филатов объяснил РЕН ТВ, что может означать ряд принятых решений во время «объединительного» собора по созданию «новой Церкви» на Украине, который проходит сегодня.