Сотрудники Института востоковедения РАН

Дробышев
Юлий Иванович

кандидат биологических наук, кандидат исторических наук

Отдел истории Востока

старший научный сотрудник
 

Научные интересы:

История Центральной Азии (преимущественно средневековье), кочевниковедение, история взаимодействия человека и природы в кочевых обществах Центральной Азии, сакрализация верховной власти


Основные публикации: 

  1. Некоторые аспекты отношения монголов к окружающей среде в эпоху завоеваний // Бюллетень Общества востоковедов. Вып. 9: HUNGARO-ROSSICA: История и культура евразийской степи. М.: ИВ РАН, 2002. С. 60-108.
  2. Тибетский вклад в этническую экологию Монголии // Восток (Oriens). 2003. № 5. С. 42-51.
  3. Экологические аспекты традиционной культуры монгольских народов // Человек и Природа в духовной культуре Востока. М.: ИВ РАН: Крафт+, 2004. С. 465-497.
  4. Nature reserves, kuruk as a phenomenon of the traditional culture of the peoples of Central Asia // IASCCA Information Bulletin. Issue 24. Moscow: The Institute of Oriental Studies, 2004. P. 7-31.
  5. Святыни свои и чужие в представлениях средневековых монголов // Человек и природа: история и современность / Социоестественная история. Вып. 24. Симферополь: «Аян», «Доля», 2004. С. 57-76.
  6. Природопользование и восприятие природы у хунну // Восток (Oriens). 2005. № 1. С. 44-55.
  7. Похоронно-поминальная обрядность средневековых монголов и ее мировоззренческие основы // Этнографическое обозрение. 2005. № 1. С. 119-140.
  8. Экологическая специфика культуры монголов конца XIV – XVI вв. // Этноэкологические аспекты духовной культуры. М.: ИЭА РАН, 2005. С. 102-149.
  9. К типологии средневековых заповедников Центральной и Средней Азии // Тюркологический сборник 2003-2004. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2005. С. 30-47.
  10. Эволюция материальной и духовной культуры сяньбийцев // Вопросы истории. 2006. № 1. С. 106-120.
  11. Funeral and Memorial Rituals of the Medieval Mongols and Their Underlying Worldview // Anthropology & Archeology of Eurasia. Vol. 45. № 1. Summer 2006. Pp. 65-92.
  12. Некоторые аспекты культуры Жуаньжуаньского каганата // Тридцать шестая научная конференция «Общество и государство в Китае». М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2006. С. 26-35.
  13.  Обычное право казахов: экологический комментарий // Тюркологический сборник 2005. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2006. С. 159-188.
  14. Мандат Неба в руках монголов // Basileus: сборник статей, посвященный 60-летию Д.Д. Васильева. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2007. С. 137-156.
  15. Экологические сюжеты в средневековом монгольском законодательстве // Mongolica VII: Сб. ст. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. С. 71-82.
  16. Буддизм и тэнгрианство: конфронтация или сотрудничество? // Материалы конференции «Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство» (Вторые Доржиевские чтения). СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. С. 107-121.
  17. Древние тюрки и окружающая среда // Этническая экология: народы и их культуры / Ред. Н.А. Дубова, Л.Т. Соловьёва. М.: Старый сад, 2008. С. 329-362.
  18. Историография изучения этнической экологии монгольских кочевников // Mongolica VIII: Сб. ст. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. С. 37-49.
  19. Некоторые вопросы методологии этноэкологических реконструкций (на примере Центральной Азии) // Расы и народы. Вып. 34. М.: Наука, 2009. С. 161-195.
  20. Уйгурский каганат – нетипичная кочевая империя // Восток (Oriens). 2009. № 3. С. 17-26.
  21. Политика киданей в Центральной Азии // Сороковая научная конференция «Общество и государство в Китае». М.: ИВ РАН, 2010. С. 108-122.
  22.  Кыргызы в Центральной Азии (IX в.) // Восток (Oriens). 2010. № 6. С. 102-109.
  23.  Дочингисовы монголы и окружающая среда // Восток (Oriens). 2011. № 5. С. 5-21.
  24.  О некоторых сино-монгольских параллелях во взглядах на верховную власть // Сакральный образ правителя / Серия «Медиевистика». Вып. 5. Под ред. С.А. Васютина. Кемерово: ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2011. С. 184-208.
  25. Нормативная этика в сегодняшней Монголии // Этикет народов Востока: нормативная традиция, ритуал, обычаи. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2012. С. 155-166.
  26. Средневековый Отюкен // Восток (Oriens). 2012. № 4. С. 5-22.
  27. У истоков имперской идеологии средневековых монголов // Общество и государство в Китае: Т. XLII. Ч. 3 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2012. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 7 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 274-314.
  28.  Кто научил монголов поклоняться Небу? // Mongolica. An international journal of Mongol studies. Ulaanbaatar, 2013. Vol. 46. Р. 180-194.
  29. Лесопользование и защитное лесоразведение в государстве тангутов // Восток (Oriens). 2013. № 6. С. 5-18.
  30. Человек и природа в кочевых обществах Центральной Азии (III в. до н.э. – XVI в. н.э.). М.: ИВ РАН, 2014. 608 с.
  31.  «Инцидент Туму» и его герои в свете представлений о сакральном характере верховной власти // Восток (Oriens). 2014. № 5. С. 5-24.
  32. Погодная магия в средневековой Монголии // Б.Я. Владимирцов – выдающийся монголовед ХХ века: Материалы российско-монгольской научной конференции, организованной с 6 по 8 октября 2014 года. СПб.; Улан-Батор, 2015. С. 69-78.
  33. Киданьские истоки монгольского «мироустроения» // Элита в истории древних и средневековых народов Евразии: коллективная монография / отв. ред. П.К. Дашковский. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2015. С. 240-249.
  34. Отражение мировоззренческой оппозиции «свой – чужой» в землепользовании номадов Центральной Азии // Mongolica XVI: Сб. ст. / Ред. коллегия: И.В. Кульганек (председатель), Л.Г. Скородумова, Т.Д. Скрынникова, К.В. Орлова, Н.С. Яхонтова. СПб.: Петербургское востоковедение, 2016. С. 17-28.
  35. Каракорум и вулкан Хорго // Тюрко-монгольский мир в прошлом и настоящем: Материалы научной конференции памяти Сергея Григорьевича Кляшторного (1928-2014) 16-17 февраля 2015 г., Санкт-Петербург. СПб.; Улан-Батор, 2016. С. 167-177.
  36. (в соавторстве с Бокщанин А.А.) Монгольские народы и минский Китай // История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. / гл. ред. С.Л. Тихвинский. Т. V: Династии Юань и Мин (1279–1644) / отв. ред. А.Ш. Кадырбаев, А.А. Бокщанин. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2016. С. 472-482.
  37. (в соавторстве с Тишин В.В.) Первое письменное упоминание домашнего яка в Центральной Азии: к вопросу об интерпретации животного цзяо-дуань 角端 в источниках постханьского времени // Общество и государство в Китае: Т. XLVII. Ч. 1. М.: ИВ РАН, 2017. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 22 / Редколл.: А.И. Кобзев и др.). С. 107-117.
  38. . Семантика изображений птицы на древнетюркских каменных изваяниях // Мир Центральной Азии – 4: Сб. науч. статей / Науч. ред. Б.В. Базаров. Иркутск: Оттиск, 2017. С. 93-97.
  39. Климатический фактор в истории и культуре кочевников Центральной Азии // Сакральное на традиционном Востоке: Сборник статей / Отв. ред. А.Л. Рябинин, ред.-сост. Д.Д. Васильев, О.А. Королева, Н.И Фомина. М.: ИВ РАН, 2017. С. 110-140.

Дробышев Юлий Иванович
в базе данных РИНЦ

Статей в РИНЦ: 86

Цитирований в РИНЦ: 872

Индекс Хирша: 7

Новые статьи

“Инцидент Туму” и его герои в свете представлений о сакральном характере верховной власти
События, о которых пойдет речь, происходили в эпоху, когда практически вся Монголия оказалась в подчинении у ойратов – монголоязычных обитателей ее западных рубежей. Прогрессирующее ослабление ханской власти после поражения, понесенного монголами от китайцев у оз. Буир-нор близ г. Инчан в 1388 г., способствовало усилению ойратов и привело, в конце концов, к утрате монгольскими ханами реальных властных полномочий. Ойратский Эсэн из рода чорос, занимая пост тайши при дворе Дайсун-хана (1439–1452), фактически правил страной с 1440 по 1455 г. В конце лета 1449 г. в результате успешной военной операции он не только разбил огромное китайское войско при почтовой станции Туму к юго-западу от г. Хуайлай в Хэбэе, по названию которой данная коллизия получила известность как “инцидент Туму”, но и взял в плен императора Чжу Цичжэня (Ин-цзуна, 1435–1449).
Лесопользование и защитное лесоразведение в государстве тангутов
То, что мы знаем о лесопользовании в Си Ся, однозначно позволяет относить его к восточноазиатской, а не центральноазиатской модели природопользования, хотя природно-климатические условия в государстве тангутов были гораздо ближе к таковым Центральной Азии. Отмеченные особенности эксплуатации лесных ресурсов вкупе с созданием защитных лесополос говорят о высокой культуре природопользования в тангутской державе, соответствовавшей ее общему высокому культурному уровню.
Рецензия на: А.Г. Юрченко. Золотая Орда: между Ясой и Кораном (начало конфликта). СПб.: Евразия, 2012. 368 с.; А.Г. Юрченко. Хан Узбек: между империей и исламом (структуры повседневности). СПб.: Евразия, 2012. 400 с.