ИВ РАН

Статьи

Новые статьи

Рериховские чтения

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6, с.149-155

Тюлина Елена Валерьевна
К вопросу о счете времени в Средней Азии

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6, с.6-16

Колганова Галина Юрьевна, Никифоров Михаил Геннадьевич

В работе исследуются календарные и астрономические представления киргиз-казаков, узбеков и горных таджиков, свидетельствующие об использовании лунно-звездного календаря, в котором продолжительность месяца измерялась с помощью наблюдения соединений Луны с Плеядами. Показано, что данный календарь ни в чем не уступал лунно-солнечному календарю, хотя для земледельцев он был столь же неудобен, поскольку начало года в нем приходилось на разные даты солнечного календаря. На основании того, что у горцев Памира лунно-звездный календарь сохранился хуже всего, выдвинуто предположение, что изначально он был изобретен кочевниками-скотоводами.


Якутская параллель к тексту “Стелы о заслугах идук-кутов Гаочан-ванов”

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6, с.17-26

Дувакин Евгений Николаевич

Согласно “Стеле о заслугах идук-кутов Гаочан-ванов” (1334 г.), основателем уйгурского правящего дома был каган Удань-Бокук, который родился из нароста, возникшего на дереве. Соответствующие легенды в отношении Центральной Азии зафиксированы только источниками конца XIII–XIV в. и исключительно в связи с уйгурами Турфана. Отсюда мог бы последовать вывод, что мотив появления человека из древесного нароста был инновацией и уникальной диалектной чертой турфанской традиции, однако это не так. Ключевая параллель имеется в якутском тексте о дереве Ыйык-Мас, из наростов на котором возникают шаманы и другие магические специалисты. Ее наличие согласуется с данными о происхождении якутов и материалами сравнительной мифологии. В фольклоре этой этнической группы имеется целый набор центральноазиатских элементов, что обусловлено ранними этапами ее этнической истории: предки якутов переселились на Среднюю Лену к XIV в., а до этого обитали в Прибайкалье и Монголии. Якутская параллель к уйгурской легенде косвенно свидетельствует о том, что к XII–XIII вв. разбираемый мотив был известен, по крайней мере, некоторым тюркам Южной Сибири. Следовательно, он не являлся уникальной чертой Турфана, а легенда об Удань-Бокуке, бытовавшая там, опирается на некую древнюю (шаманскую?) традицию.


Женщина-лидер в Южной Азии: случайность или закономерность?

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6, с.27-39

Суворова Анна Аркадьевна

Статья посвящена феномену “современного азиатского матриархата”, как называют “массовый” приход женщин к власти в странах Южной Азии в середине XX – начале XXI в. В судьбах женщин, президентов или премьер-министров, прослеживается сходство – все они являлись вдовами или дочерьми основателей новых государств, харизматических ли­деров в борьбе за национальную независимость. В статье рассматриваются некоторые аспекты прихода к власти и правления Индиры Ганди (Индия), Сиримаво Бандаранаике и Чандрики Кумаратунга (Шри-Ланка), Хасины Вазед и Халеды Зия (Бангладеш), Беназир Бхутто (Пакистан). Хотя все эти женщины заняли свои посты в результате победы на выборах, их критики в Южной Азии и на Западе считали эту победу результатом дей­ствия “династического” фактора или случайностью, стечением обстоятельств.


Местная традиция и конвергенция мировых элит: феномен Аун Сан Су Чжи

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6, с.40-51

Бродяк Дмитрий Аркадьевич

В ходе адаптации обществ стран Азии и Африки к реалиям современного мира в ХХ в. происходило взаимопроникновение традиционной политической культуры местных социумов и заимствуемых извне государственно-политических институтов. На примере длительной борьбы мьянманских модернистов “второго поколения” и прежде всего их лидера Аун Сан Су Чжи за возвращение утраченных в конце ХХ в. позиций в структуре постколониальной элиты страны и одновременно за политический контроль над радикальной городской контрэлитой в статье доказывается эффективность долгосрочной политики модернистского крыла национальной элиты Бирмы/Мьянмы по адаптации традиционалистского бирманского общества к современным политическим практикам; показывается, что успешная реализация упомянутых задач стала возможной после 1945 г. в результате последовательной конвергенции представителей бирманских модернистов с влиятельными кругами британской элиты.


Израиль и Африка: сотрудничество в сфере безопасности и развития (на примере Нигерии)

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6, с.52-62

Хлебникова Луиза Романовна

В статье рассматриваются особенности сочетания факторов безопасности и развития в африканской политике Израиля, история и современное состояние израильской программы внешней помощи, в которой Африканский континент всегда занимал особое положение. Предоставляя помощь странам Африки (прежде всего посредством Агентства по развитию международного сотрудничества при МИД Израиля – МАШАВ), израильское правительство ставило перед собой политические, геостратегические и экономическими цели. Израиль оказывает странам Африки южнее Сахары (АЮС) масштабную военную помощь, поддерживая их усилия в борьбе с терроризмом, и реализует в них многочисленные проекты в области развития. Характер взаимодействия Израиля с ключевыми африканскими государствами раскрывается на примере израильско-нигерийских отношений.


Современная турецкая терминология семьи и родства

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6, с.63-72

Напольнова Елена Марковна

Семейные отношения исконно лежат в основе восприятия структуры общества и связей между его членами, а термины родства служат одним из инструментов кодировки отношений внутри культурно-языкового коллектива, необходимыми правильного выстраивания отношений с окружающими в повседневной жизни. Турецкая терминология родства вследствие неоднократного коренного изменения культурного фона включает в себя лексемы, восходящие к разным стадиям развития института тюркской, а затем турецкой семьи, в результате чего в совокупности с культурно-историческими фактами складывается своеобразная ретроспектива культурно-брачных отношений.


Страны Востока в международной торговле электронными компонентами и глобальные цепочки стоимости

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6, с.73-89

Цветкова Нина Николаевна

Шесть стран Восточной и Юго-Восточной Азии входят в десятку ведущих экспортеров товаров ИКТ и электронных компонентов (ЭК) (на них приходится 3/4 мирового экспорта ЭК). Анализ автором экспорта ЭК из этих стран показал, что на 4/5 он представляет собой взаимный экспорт. В производстве электронного оборудования в регионе сложились глобальные цепочки стоимости, которые служат фактором, цементирующим региональную экономическую интеграцию на уровне микроэкономики. В экспорте компьютерного оборудования из этих стран достаточно высока доля созданной в них самих добавленной стоимости.


Разные интерпретации одного сюжета в средневековом христианском изобразительном искусстве (дерганье за бороду)

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6, с.90-97

Виноградов Андрей Юрьевич, Ендольцева Екатерина Юрьевна

Статья посвящена проблеме интерпретации сцены, в которой один персонаж тянет за бороду другого или два персонажа дергают за бороды друг друга. География рассматриваемых сцен достаточно широка (Западная Европа, Кавказ и Закавказье, Албания), хронологические рамки – с VI по XII в. В результате проведенного исследования удалось идентифицировать некоторые изображения (“Сон Иосифа”, иллюстрация к одному из эпизодов апокрифических “Деяний Иоанна”) и определить круг их возможных значений.


Цин и Россия в XVII в.: геополитический передел монгольского пространства

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6, с.98-104

Адашинская Анна Адамовна, Гомбожапов Александр Дмитриевич

В статье представлен ретроспективный анализ геополитических процессов в монгольском пространстве XVII в. Децентрализация после распада мир-системных связей монгольского мира привела к образованию множества политических объединений. Авторами показано, что окраинные этносы монгольского мира определили свои политические предпочтения в условиях сложного трансграничного взаимодействия России и империи Цин, которое обозначило централизацию в рамках нового геополитического процесса. Присоединение Бурятии расширило дипломатические, торгово-экономические и культурные связи России с Китаем и Монголией. Вместе с тем Бурятия сыграла важную роль в установле­нии и развитии отношений России с Тибетом, Индией и странами Юго-Восточной Азии.


1   2   3   4   5     20

Календарь ИВ РАН

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонсы

28 – 29 марта 2024 года
Четвёртая международная научная конференция «Археология древнего Востока»
Конференция организована Центром археологии доисламского Востока и Центром археологии Нильской долины и состоится 28–29 марта 2024 г. в Институте востоковедения РАН.
28 марта 2024 года
Лекция Черниковой Ларисы Петровны «Русская эмиграция в Китае: визуальный ряд»
Лекторий «Мир Востока» продолжает работу в марте 2024 года.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ