ИВ РАН

Статьи

Новые статьи

Хроникальные заметки

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5, с.157-168


Исламизация мусульманского общества и диффузия власти. Пример Пакистана

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5, с.5-18

Белокреницкий Вячеслав Яковлевич

Можно ли исламизировать национальное общество, где мусульмане составляют абсолютное большинство? История последних десятилетий и самого недавнего времени показывает, что это осуществляется на деле. Впрочем, возрождение религии (“реванш Бога”) охватило не только мусульманский мир, но и другие религиозно-цивилизационные ареалы, в частности, православный и индуистский. Однако исламизация по своим масштабам и последствиям не идет в сравнение с тем, что происходит, например, в России или Индии, и вопрос о степени типологического сходства этих явлений требует особого изучения. В задачу статьи входит рассмотрение основных особенностей и последствий для государственной власти процесса исламизации, давно начавшегося в одной из крупнейших стран мусульманского Востока – Пакистане. При всех различиях между пакистанским вариантом исламизации и подобным феноменом в других государствах у них много общего. Назову в начале лишь одно – протестный характер движения за исламизацию, отталкивание с его помощью от утвердившегося в большинстве стран мусульманского мира либерализма секуляристского западного образца, а на определенном историческом этапе и от авторитаризма советско-социалистического типа. Насколько исторически длительна тенденция исламизации, ставшая заметной почти полвека назад? Многие известные зарубежные авторы давно предсказывали скорый конец исламизма, особенно в его радикальной форме, но оба феномена продолжают существовать. При этом на фоне и по причине исламизации наблюдаются ужесточение политической борьбы и диффузия: рассеивание контроля над ситуацией в сфере безопасности, ослабление позиций государства как легитимного института по наведению порядка.


Пиллия киццуваднский – между Хатти и Алалахом

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5, с.19-30

Шелестин Владимир Юрьевич

Статья посвящена взаимодействию Хеттского царства, южноанатолийской Киццувадны, северосирийского Алалаха (Мукиша) и Митанни во время правления в Киццувадне Пиллии (I половина XV в. до н.э.) на основе новой синхронизации данных автобиографии алалахского Идрими с текстами договоров, заключенных Пиллией. Особое внимание уделено положению соглашения Пиллии с Идрими в рамках писцовых традиций Киццувадны и Алалаха.


Роль тамильского средневекового поэта Самбандара в укреплении индуизма на юге Индии

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5, с.31-42

Павлова Мария Борисовна

В период с IV по VI вв. на тамильском юге Индии шло соперничество представителей джайнизма, буддизма и брахманского индуизма за право религиозно-идеологического господства в регионе. Индуизм, в отличие от двух других вероучений – инородных и иноязычных для тамилов, гармонично сосуществовал с местным религиозно-культурным комплексом. Это произошло во многом благодаря своего рода реформации ортодоксального брахманского индуизма, с которой связано течение раннего тамильского бхакти. Оно представлено двумя мощными религиозными и литературными традициями – наянаров (шиваитов) и альваров (вишнуитов). Один из наиболее известных поэтов-наянаров – Самбандар (VII в.), чьи гимны, посвященные восхвалению бога Шивы, воспринимаемого как вселенский Абсолют в конкретном облике, входят в сборник “Деварам” (основную часть священного тамильского шиваитского канона “Тирумурей”. На основании анализа жития поэта-святого и его гимнов можно утверждать, что, согласно традиции, он выполнял особую миссию, связанную с вытеснением с тамильской земли “чуждых” религий – джайнизма и буддизма – и установлением брахманского индуизма в форме шиваитского бхакти. Паломничества, творчество и вся деятельность Самбандара была направлена на активную “пропаганду” шиваитского бхакти (в разной степени это справедливо и по отношению к другим поэтам-наянарам). В результате в эту религию были обращены тамильские царские династии, и к X–XII вв. она приобрела форму государственной идеологии, что привело к политическому, экономическому и культурному расцвету тамильского юга в средние века и определило его яркую самобытность в дальнейшей исторической перспективе.


К истории образования и деятельности вакфной администрации медресе Кукельдаш (XVI – начало XX в.)

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5, с.43-53

Султонов Уктамбек Абдулганиевич

Медресе Кукельдаш представляет собой один из сохранившихся памятников архитектуры Ташкента, сооруженный в 60-х гг. ХVI столетия на сегодняшней площади Чарсу. Будучи трехэтажным, медресе первоначально состояло из мечети, 38 худжр и других составных частей, его облик на протяжении последующих 400 лет подвергался всевозможным изменениям [Булатова, Маньковская, 1983, с. 103–106]. Создание медресе было связано с именами двух известных личностей шейбанидского периода – влиятельного чиновника Абдуллах-хана II (1583–1598) Кулбаба кукельдаша и ташкентского удельного правителя Дарвиш-хана.


Албазинцы и русская община в Пекине (конец XVII – начало ХХ в.)

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5, с.54-66

Лапин Павел Андреевич

В середине–конце ХVII вв. произошло сближение границ России и Цинской империи. Многочисленные стычки между российскими казаками и маньчжурской конницей нередко заканчивались взятием россиян в плен и их отправкой в Пекине (большая их часть была защитниками пограничной крепости Албазин, отсюда название “албазинцы”), где они определялись на службу в специально созданную “русскую роту” маньчжурской армии. Наши соотечественники использовались для осуществления военно-дипломатических акций на границе и несения внутренней гарнизонной службы в Пекине. Некоторые из них занимались переводческо-преподавательской деятельностью. После учреждения в 1715 г. в Пекине Российской духовной миссии община албазинцев стала важным объектом влияния российских властей: усилиями священнослужителей в среде россиян в Пекине поддерживалась православная вера и доброе отношение к их прежнему отечеству.


Деятельность мусульманского движения “Ахмадийа” в 20‑е гг. ХХ в.

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5, с.67-74

Гусева Юлия Николаевна

Статья рассматривает практически не разработанный в отечественной и зарубежной историографии сюжет о деятельности мусульманской организации “Ахмадийа” на территории СССР и европейских государств. На основе уникальных источников дается анализ форм, методов и направленности деятельности этого движения. Автор рассматривает момент активизации ахмадийцев во второй половине 1920‑х годов. Особый интерес представляют материалы, повествующие о попытках ахмадийской организации укрепиться в пределах Узбекской ССР, а также установить прочные связи с мусульманами, подведомственными Центральному Духовному управлению. В результате делается вывод о причинах ограниченного распространения данного движения в пределах СССР.


Роль категории ши в теории китайской каллиграфии и живописи

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5, с.75-83

Белозёрова Вера Георгиевна

В теории китайской каллиграфии и живописи широко использовались термины из других областей знания, а именно философии, медицины, военного дела, астрономии, фэншуй и др. Междисциплинарная универсальность ключевых для традиционной эстетики терминов создает значительные трудности при переводе старинных трактатов по искусству, которые связаны с пониманием китайских терминов и подбором их аналогов в европейских языках. В данной статье предпринимается попытка разобраться в значениях категории ши, часто встречающейся в трактатах по каллиграфии и живописи, но до сих пор мало изученной в современном западном искусствоведении. Стоит сразу оговорить, что исследование генезиса и исторической эволюции категории ши в теории китайского искусства является задачей весьма отдаленного будущего. Связано это в первую очередь с незначительностью числа переведенных на европейские языки трактатов по живописи и в особенности по каллиграфии.


Энергетический вектор индустриализации КНР: стратегия, тактика, безопасность

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5, с.84-91

Семенова Нелли Кимовна

Ключевым пунктом всех программ развития Китая стала индустриализация, которая рассматривалась как средство развития производительных сил, укрепления экономической мощи государства. В связи со стремительным экономическим ростом и перманентным увеличением степени модернизации всех отраслей народного хозяйства спрос на энергию в Китае увеличивается прогрессирующими темпами, особенно растет спрос на нефть и газ.


Examining Household Food Security in Tanzania

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2013, №5, с.92-99

Фитуни Леонид Леонидович, Жака М. Мвамби, Мтамбо Мкумбуква Мадундо

The main preoccupation of rural poor communities in Tanzania is the availability of year-round household food security to all family members. Shortages of food have become a recurring phenomenon especially in areas receiving poor rainfall. Food allocations are frequently provided to help starving families. Sporadic droughts and disregard for husbandry of drought-resistant crops are major causes of hunger. A down-to-earth household food security program, known as ONJAMA was introduced and carried out in Masasi district of southern Tanzania, which in practical terms, was the locus of a successful locally-organized and self-reliant household food security program that received fame in the country and abroad.


1   2   3 

Календарь ИВ РАН

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонсы

28 марта 2024 года
Лекция Черниковой Ларисы Петровны «Русская эмиграция в Китае: визуальный ряд»
Лекторий «Мир Востока» продолжает работу в марте 2024 года.
28 – 29 марта 2024 года
Четвёртая международная научная конференция «Археология древнего Востока»
Конференция организована Центром археологии доисламского Востока и Центром археологии Нильской долины и состоится 28–29 марта 2024 г. в Институте востоковедения РАН.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ