ИВ РАН

Статьи

«Ломоносов» из Татарстана: православный священник с татарской фамилией, изучающий Китай

 
Мало кто знает, но на земле нынешнего Татарстана, в Старошешминске Чистопольского уезда Казанской губернии, в 1817 году родился свой собственный «Ломоносов» – архимандрит Палладий, в миру Петр Иванович Кафаров. Он был священнослужителем, географом, ученым и дипломатом.

Кандидат исторических наук Института Востоковедения РАН Андрей Куликов посвятил ему научную монографию, под названием «Палладиум российского китаеведения: жизнь и труды архимандрита П.И. Кафарова». И вместе с председателем Комиссии по межэтническим и межконфессиональным отношениям Общественной Палаты РТ Олегом Агаповым рассказал о том, как опыт Палладия может быть использован в современных реалиях для сохранения мира и дружеских отношений.

Архимандрит Палладий был участником 12-й, а также начальником 13-й и 15-й Российских православных миссий в Пекине. Он окончил Чистопольское духовное училище, Казанскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую не успел завершить, так как принял постриг в монахи и был отправлен в миссию, перед которой прошел обучение языку.

Во время участия в миссиях Палладий занимался изучением и переводом текстов, преуспел в изучении религий, распространенных на территории Китая. Все это время он выполнял и дипломатические функции: на тот момент в Поднебесной не было дипломатической миссии, из-за чего эта обязанность ложилась на священнослужителей.

Во время путешествий по востоку он составлял подробные географические заметки, а путь, преодоленный им, на тот момент очень интересовал географов.

– Андрей Михайлович, почему именно архимандрит Палладий?

– Если говорить о такой персоне, как архимандрит Палладий, то это – уникальная персона. Уникальная она и в наше время, а в то время была еще более уникальна. Киплинг сказал: «Восток и запад не встретятся никогда», но были люди, которые в себе воплощали и восточное и западное и при этом как-то могли их примерить. В наше время Китай представляет что-то загадочное, восточное, непонятное, а в 19 веке это была еще более далекая страна, и, соответственно, людей из Российской Империи, которые пребывали в Китай, было очень мало, Палладий был одним из них.

Но он был не каким-то заезжим гостем и тем более человеком, который там появился и не оставил никаких следов. Он был настоящим ученым, причем ученым-самоучкой, который родился в провинции и, следуя, по различным образовательным ступеням, поступил в состав пекинской духовной миссии, оказался в Китае и сделал себе имя величайшего синолога, величайшего китаиста 19 столетия, как потом писали о нем его коллеги из века 20-го.

Человек, который знал помимо русского языка – китайский язык в совершенстве, знал латынь, знал французский язык, по-немецки мог читать, вероятно еще владел монгольским и итальянским. Персона абсолютно уникальная и, как это не парадоксально, забытая у себя дома. Что этому послужило? Палладий прожил 61 год и 30 из них – за границей. В России его знали только специалисты, представители духовенства, высшего священничества и дипломаты. Простые люди о нем не знали. Потом лихолетье революционных лет, и так как он был монахом, это послужило тому, что его персона была забыта.

– Как ему удавалось совмещать в себе несколько разных родов деятельности? В чем его секрет?

– Его секрет в том, что он никуда не спешил и везде успевал. Если говорить о дипломатии – то это был приказ, или наказ из МИДа, азиатского департамента, и Палладий покорно выполнял свои служебные функции, никогда не спорил с начальством, всегда был осторожен, тактичен, ни с кем никогда не вступал в конфликты. В общем, был сыном своего отечества, в самом лучшем смысле.

Если говорить о науке – я предполагаю, потому что не так у нас много было его личных записок, потому что Палладий не вел дневниковых записей личного характера, я думаю, что изначально это тоже была служебная необходимость, но потом она развилась в нечто большое. И как о нем писали – он действительно больших способностей к тому, чтобы стать ученым. Может быть, как писали, он не столь решительный человек, но как ученому ему прочили большое будущее. Он просто шел этой стезей и как-то так получалось, что ему удавалось открывать целые направления, новые для того времени…

Источник: «События»

Календарь ИВ РАН

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1

Анонсы

26 февраля 2020 года
«Монголия и Россия: проблемы экономического сотрудничества и пути их решения»
Центр (лаборатория) социологических и политологических исследований Внутренней Азии и отдел Кореи и Монголии ИВ РАН проводят встречу с заслуженным экономистом Монголии профессором Н. Дашзэвэгом.Он выступит с лекцией-докладом на тему «Монголия и Россия: проблемы экономического сотрудничества  и пути их решения».
26 февраля 2020 года
Заседание семинара «Текстология и источниковедение Востока»
На очередном заседании семинара отдела памятников письменности Востока выступит Р.П.Храпачевский с докладом "Отражение монгольских первоисточников XIII века в династийной хронике "Юань ши".
2 марта 2020 года
Семинар «Политическая история»
Семинар состоится 2 марта 2020 года в 16.00.
16 – 18 марта 2020 года
«Экономические, социально-политические, этноконфессиональные  проблемы стран Азии и Африки»
Уважаемые коллеги! 16, 18  марта 2020  г. Центр исследований общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН  (ЦИОПСВ)  приглашает Вас принять участие в ежегодно проводимой Центром конференции на тему «Экономические, социально-политические, этноконфессиональные  проблемы стран Азии и Африки». Заседания состоятся  в понедельник, 16 марта, в 11.00 и в среду, 18  марта,  в 11.00 в ИВ РАН, ул. Рождественка 12, м. Кузнецкий мост. Работа будет вестись по двум  круглым столам.
15 – 16 апреля 2020 года
«Востоковедные чтения 2020. Язык меняющийся: семантические и грамматические изменения в языках Азии и Африки»
Конференция по вопросам диахронической семантики и грамматики. Заявки принимаются до 14 февраля 2020 г.
22 – 24 апреля 2020 года
50-я научная конференция «Общество и государство в Китае»
состоится 22-24 апреля 2020 года
В Институте востоковедения РАН (Москва)

Новые статьи

Афганистан в тревожном ожидании
Переговоры Вашингтона с талибами – очередной предвыборный шаг Дональда Трампа
Планы Вашингтона в отношении Тегерана буксуют
Иранцам живется трудно, но сдаваться они не намерены
Афганистан в ожидании президента
Результаты голосования вряд ли изменят ситуацию в стране

ИВ РАН в СМИ