Статьи
«Она не может приказать генералам». Аун Сан Су Чжи и геноцид рохинджа
Симония Аида АлексеевнаИсточник: «Радио Свободы»
… Один из ведущих знатоков политики и истории Мьянмы, бывшей Бирмы, научный сотрудник Института востоковедения РАН Аида Симония в интервью Радио Свобода рассказывает, что Аун Сан Су Чжи мировое сообщество, вероятно, обвиняет в происходящем совершенно напрасно. Хотя Аун Сан формально и руководит страной, на самом деле она не может нести ответственность за преступления мьянманских военных против рохинджа, равно как и за действия исламистских боевиков, выходцев из этого народа, направленные против мирного бирманского буддистского населения, – просто потому, что руководят карательными акциями в Аракане те самые генералы, которые еще недавно держали ее саму под домашним арестом, и они просто не станут слушать никаких ее приказов:
– Я знаю, что сама Аун Сан Су Чжи давно пытается проблему решить. Еще в 2016 году она попросила своего ныне покойного друга, бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана возглавить консультативную группу, которая исследовала ситуацию и подготовила документ на 60 страниц. В нем были изложены причины и предложены методы выхода из этого кризиса. Аун Сан Су Чжи не решает все проблемы в стране и вовсе не имеет такой власти, какую ей приписывают. Да, она занимает пост официального государственного советника, что примерно аналогично посту премьер-министра, но в Мьянме существует сложное разделение властей. Главенствующая роль пока все-таки принадлежит армии. И по конституции Союза Мьянмы армия – все еще абсолютно сепаратная, самая влиятельная и самая могущественная сила. В действительности все вопросы, связанные с внешней политикой, обороной и безопасностью, решает главнокомандующий, старший генерал Мин Аун Хлайн. Аун Сан Су Чжи может только договариваться с армией, она просто не может приказывать генералам. Все силовые министры в ее кабинете – представители вооруженных сил. В Совете национальной безопасности и обороны страны заседают 11 человек, и из них 6 – генералы и только 5 – гражданские лица, – рассказывает Аида Симония.
Существует несколько исторических теорий, по-разному объясняющих появление рохинджа в Мьянме. Сами представители этого народа считают себя коренным населением штата Аракан (Ракхайн), отчасти потомками арабов, колонизировавших берега Индийского океана в Средние века. В языке рохинджа много заимствований из санскрита, арабского, персидского и даже португальского языков.
Однако местные буддисты и власти Мьянмы, как прошлые, так и нынешние, также опираясь на исторические факты, только другие, указывают на то, что в действительности рохинджа – это этнические бенгальцы-мусульмане, когда-то переселенные на восток британскими колониальными властями с территории нынешней Бангладеш в качестве дешевой рабочей силы, а также бежавшие оттуда во время войны за независимость Бангладеш от Пакистана в 1971 году.
Некоторые ученые напоминают также, что взаимную ненависть между буддистами и мусульманами в этой части Мьянмы особенно подогрели события Второй мировой войны, когда Британская Бирма была захвачена Японией. Мусульмане-рохинджа остались на стороне британцев и начали партизанскую борьбу. Местные же буддисты в штате Аракан (Ракхайн) поддержали японских оккупантов, пообещавших предоставить стране независимость, и стали массово вступать в союзную Токио "Национальную армию Бирмы". Во главе нее стоял генерал Аун Сан, один из основателей Коммунистической партии Бирмы – отец Аун Сан Су Чжи.
Источник: «Радио Свободы»
Календарь ИВ РАН
Апрель 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |