Статьи
«Никогда не видел человека и медведя в одной могиле» Российские археологи — о том, что они откопали в 2018 году в Крыму, Вьетнаме, Абхазии и Ленинградской области
Лебединский Виктор ВикторовичИсточник: «Медуза»
…Виктор Лебединский, руководитель подводной археологической экспедиции Института востоковедения РАН:
- В этом году мы работали в устье реки Бельбек на северной стороне Севастополя — досконально обследовали морское дно. Нашли свинцовую посуду, местные жители передали нам свинцовый котел, который тоже обнаружили в этом районе.
Все эти находки позволяют предположить, что здесь во II—III веках произошло кораблекрушение. Как? По свинцовой посуде легко определить, что это вещь времен Античности: свинец активно использовался в римский период на судах, поскольку был недорог, не бился, как керамика, — и, что важно, потому, что о его вредных свойствах еще не было известно.
Чем ценна эта информация? У нас так мало сведений про мореплавание эпохи Античности и Средневековья (небольшое количество изображений на фресках, граффити), что любая находка — якорь, посуда — помогает восстановить историю навигации, нравы. Даже свинцовый котел заставляет задуматься — пищу разогревали на жаровне или открытом огне? Это предмет для дальнейшего исследования.
Кроме свинцовой посуды мы обнаружили якорную стоянку у мыса Аюдаг. Найдены якоря V—VII веков и до XI века нашей эры. Это значит, что там была постоянная стоянка судов в эпоху Византии. Это коррелирует с раскопками на суше — там обнаружены византийские строения и византийский храм VI—IX веков. Там же обнаружены якоря XVII—XIX веков — значит, якорная стоянка была там и в периоды новой и новейшей истории. Что дают нам этим знания? Якорные стоянки позволяют восстановить историю навигации: где были порты, где происходила разгрузка и загрузка — это все элементы мозаики. Морская составляющая очень важна для понимания жизни тех времен. Это современные люди живут все на суше, а раньше города и страны связывали в основном морские пути, перемещение грузов и пассажиров шло морем.
Находки позволяют набрать информацию для дальнейшего датирования якорей. К сожалению, якоря, которые мы сейчас находим, датируются достаточно широкими диапазонами времени. Определить возраст якоря мы можем, только если он найден на месте кораблекрушения. Кораблекрушение, в свою очередь, датируется найденной на его месте керамикой. Керамика — лучший датирующий материал, она наравне с монетами дает узкие хронологические рамки. У якорей такого нет, поэтому каждый новый якорь помогает уточнять временную шкалу.
Результатом наших исследований могут быть научные статьи, монографии, экспозиции в музеях. Я уже 20 лет занимаюсь подводной археологией — меня с университета еще задела история мореплавания. Этот аспект в жизни древности недостаточно изучен, мы тут фактически первооткрыватели. Ученых, которые сейчас работают под водой, очень мало. Мы собираем материал, которым будут пользоваться еще много поколений ученых…
Источник: «Медуза»
Календарь ИВ РАН
Апрель 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |