ИВ РАН

Статьи

Страницы ненасилия (статья ведущего научного сотрудника Центра индийских исследований ИВ РАН Т.Н.Загородниковой)

Загородникова Татьяна Николаевна

Источник: «Коммерсант»

 
150-летие Мохандса Карамчанда Ганди в 2019 году стало глобальным праздником с географией от Москвы до Нью-Йорка. В музее-усадьбе «Ясная Поляна» прошла международная конференция «Махатма Ганди и Лев Толстой», организованная Центром индийских исследований Института востоковедения РАН, посольством Индии в РФ и РГГУ. Особое внимание на конференции уделялось исследованиям переписки Льва Толстого и Махатмы Ганди, которые позволяют расставить новые акценты в отношениях двух мыслителей и лучше понять великого русского писателя.

Их переписка началась в 1909 году, и это была беседа двух во многом очень разных людей. Толстой, всемирно известный писатель, публицист и религиозный философ, уже отметил свое 80-летие, Ганди было 30 лет, и он был мало кому известным молодым адвокатом, начинающим вдали от родины, в Южной Африке, свою практику. Русский мыслитель путем напряженной работы ума и сердца, поисков, кризисов и открытий выработал четкие жизненные установки, старался им следовать и их пропагандировать, индус же только начинал вырабатывать подходы к борьбе во благо своих соотечественников и был знаком с некоторыми публицистическими произведениями Толстого.

«Книга Толстого «Царство Божие внутри нас»,— вспоминал Мохандс Карамчанд Ганди,— буквально захватила меня. Она оставила неизгладимый след в моей душе. Перед независимым мышлением, глубокой нравственностью и правдивостью этой книги показались неинтересными все другие книги…» Ему была понятна и близка философия русского мыслителя, поэтому он решился обратиться к Толстому как к арбитру с конкретным вопросом в споре о нравственности: «…если бы устроить всеобщий конкурс на статью по вопросу о нравственности и действенности пассивного сопротивления, то это сделало бы наше движение более известным и заставило бы людей задуматься. Один мой друг поднял вопрос о нравственной допустимости устройства такого конкурса. Он думает, что такое обращение к людскому мнению не согласно с истинным духом пассивного противления и что оно даст нам только купленное мнение. Могу ли я обратиться к Вам с просьбой высказаться по этому вопросу с точки зрения нравственности».

У Льва Николаевича уже был опыт переписки и личных встреч с индийцами, его интересовали многие письма и мысли, высказанные в них, были созвучны его мыслям, но реакция на это письмо была особой: уже через два дня он сел писать ответ. Чем же так тронуло его это письмо? Обратимся к самому письму Льва Николаевича, которое начинается словами: «Сейчас получил Ваше в высшей степени интересное и доставившее мне большую радость письмо. Помогай Бог нашим дорогим братьям и сотрудникам в Трансваале. Та же борьба мягкого против жестокого, смирения и любви против гордости и насилия с каждым днем все более и более проявляется и у нас…»

Это письмо было особенно дорого Толстому, потому что Ганди пишет не только о единстве взглядов, но и о том, что принципы ненасильственного противления уже применялись им в борьбе за права индийцев: «Британские индусы, которым мы объяснили положение вещей, согласились не подчиняться этому закону и предпочесть заключение в тюрьму или другие наказания, которые могут быть по закону наложены за его нарушение. Следствием этого получилось то, что почти половина всего индусского населения, не бывшая в силах выдержать напряжение борьбы и перенести страдания при заключении в тюрьму, предпочла выселиться из Трансвааля, нежели подчиниться унизительному, по ее мнению, закону. Из другой половины почти 2500 тысячи человек, ради следования своей совести, предпочли тюремное заключение — некоторые из них до пяти раз. Тюремное заключение колебалось между четырьмя днями и шестью месяцами, в большинстве случаев с каторжными работами. Многие из индусов были материально совершенно разорены. В настоящее время в трансваальских тюрьмах находится около 100 таких пассивных противленцев».

Ганди был особенно дорог Толстому именно потому, что он воплощал в жизнь его философию борьбы. По этой же причине их переписка была столь насыщенной, продуктивной — семь писем менее чем за год. Оборвалась она только со смертью Толстого. Последнее письмо русского философа Ганди получил, когда уже пришла весть о кончине писателя. Оно было продиктовано за два месяца до смерти Льва Толстого и было вообще одним из последних его писем. Оно стало фактически завещанием Льва Николаевича продолжателю его дела с пожеланием укрепиться в своих убеждениях и идти дальше: «…Ваша деятельность в Трансваале, как нам кажется на конце света, есть дело самое центральное, самое важное из всех дел, какие делаются теперь в мире и участие в котором неизбежно примут не только народы христианского, но всего мира.

Думаю, что Вам приятно будет узнать, что у нас в России тоже деятельность эта быстро развивается в форме отказов от военной службы, которых становится с каждым годом все больше и больше. Как ни ничтожно количество и Ваших людей, непротивляющихся, и у нас в России число отказывающихся, и те, и другие могут смело сказать, что с ними бог. А бог могущественнее людей».

Письма Ганди к Толстому повествовали о событиях и его борьбе в Южной Африке и, казалось бы, не имели отношения к Индии, но уже тогда Ганди думал об освободительном движении, которое начиналось на родине, какими методами оно должно вестись. Во втором письме появлялась эта тема: «Я не имею возможности популяризировать нашу борьбу так широко, как мне хотелось бы. В наше время Вы пользуетесь, вероятно, наибольшим влиянием на широчайшие круги общественности. Если Вас удовлетворят факты, изложенные в книге мистера Дока, и если Вы сочтете, что эти факты оправдывают выводы, к которым я пришел, то не мог ли бы я просить Вас использовать Ваше влияние, чтобы любым способом, который Вы найдете приемлемым, популяризировать наше движение? Если оно восторжествует, то это будет не только торжеством веры, любви и истины над неверием, ненавистью и ложью, но, весьма вероятно, послужит примером для миллионов людей в Индии и в других частях света, могущих подпасть под пяту угнетателей. Оно, безусловно, будет во многом способствовать поражению сторонников насилия, по крайней мере в Индии. Если мы будем держаться до конца,— а я думаю, что мы выдержим,— у меня нет ни малейшего сомнения в конечном успехе. Ваша поддержка может укрепить нашу решимость». Третье письмо и особенно присылка Ганди своей книги «Самоуправление Индии» показывают, что он, живя и работая в Трансваале, всегда имел конечной целью борьбу за освобождение Индии.

Переписка с Толстым имела большое значение для выработки жизненной позиции Ганди, укрепления его в той борьбе, которую он вел и которую ему еще предстояло вести. Его оценка этой переписки была самой высокой. Письма Льва Толстого сегодня опубликованы в приложениях к Полному собранию сочинений Махатмы. Его почтительное отношение к Толстому и его памяти было перенесено на родных и близких Льва Николаевича: в 1931 году, будучи в Европе на конференции Круглого стола, он счел себя обязанным посетить дочь Льва Николаевича Татьяну Львовну Сухотину в Риме. Их беседа была опубликована в издававшейся Ганди газете Young India.

Существуют и пять небольших писем Мохандса Карамчанда Ганди к Чертковым, отцу — другу и редактору Толстого — и сыну. Интересно последнее письмо от 14 июля 1929 года. Ему предшествовало письмо Черткова-младшего от 10 апреля 1929 года, где Владимир Владимирович прежде всего представился, что он убежденный (а не по медицинским показаниям) вегетарианец и претерпел в связи с этим некоторые гонения. Его мучил и заставил обратиться к Ганди вопрос, возьмет ли Махатма в руки оружие, если начнется война или если надо будет отстаивать независимость Индии вооруженным путем. Как объяснить тот факт, что в годы Первой мировой войны Ганди служил в армии, хотя это противоречит духу и букве его учения? В своем ответном послании Ганди заверил Черткова, что он ни при каких условиях не возьмет в руки оружия. Этот последний обмен письмами происходил в 1929 году, Ганди в это время уже почтительно называли Махатмой, он признанный «отец нации», он стоит во главе национально-освободительного движения всей Индии и находит время и слова, чтобы ответить человеку, отец которого был близким другом и помощником Льва Николаевича. Настолько дорога для него была память о той давней поддержке, оказанной ему русским мыслителем.

Эту память Махатма сохранил на всю жизнь. Незадолго до своей гибели в одном из писем 1947 года он говорит: «Когда я впервые прочитал Новый Завет, я не разглядел в Иисусе ни уступчивости (пассивности), ни слабости, как описано в четырех Евангелиях. Смысл стал яснее для меня, когда я прочитал «Harmony of the Gospels» Толстого и другие его близкие этому произведения».

Источник: «Коммерсант»

Календарь ИВ РАН

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Анонсы

22 – 23 апреля 2024 года
Международная научная конференция «45 лет Исламской Республике Иран»
Центр изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН проводит конференцию, в которой принимают участие сотрудники Института востоковедения, представители научно-исследовательских центров и высших учебных заведений Москвы, Нижнего Новгорода, Саратова, а также Армении, Грузии, Узбекистана, ИРИ (в формате онлайн).
24 – 26 апреля 2024 года
Международная научная конференция «Бартольдовские чтения»
24–26 апреля 2024 г. состоится Международная научная конференция «Бартольдовские чтения», которая является продолжением многолетней научной традиции.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ