ИВ РАН

Статьи

АРАБСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ ВРЕМЕНИ

Филоник Александр Оскарович

Восточная аналитика '2021, №1, с.108-133

DOI: 10.31696/2227-5568-2021-01-108-133

 
Колейные линии и подвижной состав образуют единый организм, обеспечивающий массовые грузоперевозки на большие расстояния. Ему принадлежит неоспоримая роль в решении множества хозяйственных проблем, в том числе и на Арабском Востоке. Однако все национальные показатели, которые относятся к рассматриваемой теме, сильно дифференцированы и зависят от условий в каждой конкретной стране. Грузовой железнодорожный транспорт хотя и занимает отдельную нишу в экономической инфраструктуре ряда стран региона, тем не менее, вплоть до настоящего времени развит слабо или недостаточно используется, поскольку сталкивается с конкуренцией со стороны автомобильных сообщений этого же профиля. Более определенный импульс к развитию железные дороги получили относительно недавно как альтернатива автобусным сообщениям в связи с опережающими темпами роста населения и потребностью перемещать пассажиропотоки в короткие сроки и на большие расстояния. Однако в последнее десятилетие растет спрос на грузовые перевозки как результат интернационализации международного экономического пространства и создания протяженных транспортных коридоров, которые связывают места производства продукции с отдаленными центрами их переработки или с морскими портами, через которые снабжаются рынки сбыта на разных континентах. По крайней мере, на текущий момент относительно развитые арабские страны имеют достаточный железнодорожный потенциал для реализации этих задач, хотя уже полным ходом идут работы по проектам, связанным с наращиванием длины и плотности колейных путей. Aрабские нефтеэкспортеры Персидского залива также стремятся стать грузовыми хабами для перевалки грузов и перевозок углеводородов и нефтепродуктов. Они быстрыми темпами прокладывают трансграничные линии и переходы между членами ССАГПЗ, хотя прежде вообще не располагали колейными путями из-за малых расстояний и отсутствия необходимости дублировать нефте- и продуктопроводы. Ныне же арабы намерены использовать свои географические преимущества и встроиться в транспортные цепочки, востребованные крупнейшими мировыми товаропроизводителями.

Календарь ИВ РАН

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Анонсы

18 апреля 2024 года
Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы информационной безопасности и их решение в странах Юго-Восточной Азии и Южно-Тихоокеанского региона»
На конференции предлагается рассмотреть проблемы обеспечения информационной безопасности в общественной, политической, экономической и пр. областях, а также механизмы решения этих проблем в странах Юго-Восточной Азии и Южно-Тихоокеанского региона.
22 – 23 апреля 2024 года
Международная научная конференция «45 лет Исламской Республике Иран»
Центр изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН проводит конференцию, в которой принимают участие сотрудники Института востоковедения, представители научно-исследовательских центров и высших учебных заведений Москвы, Нижнего Новгорода, Саратова, а также Армении, Грузии, Узбекистана, ИРИ (в формате онлайн).

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ