Статьи
Дороги Японии эпохи Токугава и периода Мэйдзи
Авдаков Игорь ЮрьевичВестник ИВ РАН '2022, №1, с.113-118
DOI: 10.31696/2618-7302-2022-1-113-118
Статья посвящена социально-экономическим и культурно-бытовым особенностям функционирования наземных путей сообщения Японии за более чем триста лет. В древности особенности развития японских дорог определялись в первую очередь природно-географическими факторами. Раннефеодальные дороги использовались для передачи информации, доставки налогов, транспортировки людей и грузов, перемещения войск. В эпоху Токугава к этим функциям добавились паломничество к святым местам и ежегодные поездки крупных феодалов с челядью и грузом к верховному правителю в Эдо. Путешествие по дорогам, входившим в систему центральных дорог Японии (Гокайдо), было не только относительно надежным, но и увлекательным занятием. Придорожные почтовые станции остались в народном сознании достопримечательностями, а путешествие — уходом от тяжелой реальной жизни, полной условностей, строгих обязанностей и регламентаций к приятным размышлениям, развлечениям и наслаждениям. Созданные во второй половине XIX в. железные дороги кардинально изменили привычный образ жизни японцев. Если в эпоху Токугава движение по дорогам было продолжительным и относительно малопродуктивным действием, которое всей своей философией отвечало логике и культуре того времени, то железные дороги, появившиеся в эпоху Мэйдзи, внесли новое в быт, нравы, культуру японцев. Они создавали объективные условия для устранения в сознании японцев препятствий при усвоении европейских стандартов и образа жизни. В связи с открытием железнодорожного движения в Японии устанавливалось единое для всей страны время, чего не было прежде. Общее время способствовало четкости работы не только железных дорог, но и приучало японцев к большей динамике и ритмичности деловой жизни, что создавало одно из многочисленных условий успеха индустриализации, модернизации и вестернизации страны.
Календарь ИВ РАН
Апрель 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |