ИВ РАН

Статьи

АСЕАН–Россия: региональные и глобальные измерения сотрудничества

Шагеев Валерий Александрович

Восточная аналитика '2017, №3

 

В АСЕАН (Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии), созданную в 1967 г. в настоящее время входят 10 государств: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. АСЕАН – это самый емкий рынок с населением более 600 млн. чел. и производственная площадка с суммарным объемом ВВП свыше 2,3 трлн. долларов.

 Пройдя через полувековую непростую историю, организация не только выжила, но и, по мнению экспертов, доказала свою эффективность. Таково, в частности, мнение бывшего министра иностранных дел Малайзии А. Бадави. Он полагает, что это удалось благодаря приверженности к взаимному сотрудничеству и прагматизму, отсутствию идеологизированности и постоянному стремлению к поиску компромисса.

Сегодня в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) сталкиваются интересы крупнейших держав мира – это, прежде всего, интересы США, Китая, а также России, Японии, Южной Кореи, КНДР и др.

Члены АСЕАН, естественно, заинтересованы в практическом сотрудничестве с КНР как с крупнейшим партнером, серьезным инвестором, а порой и щедрым донором. С другой стороны, страны-члены АСЕАН опасаются попасть в слишком большую зависимость от могучего соседа. Не последнюю роль играют в этом сохраняющиеся территориальные споры в Южно-Китайском море.

Российская сторона в силу многих факторов заинтересована в сильной АСЕАН и готова участвовать во многих ее проектах, как по проблемам безопасности в регионе, так и для развития торгово-экономического взаимодействия.

Опасения вызывают и попытки Вашингтона «прибрать к рукам» эту структуру. Весьма активно эти попытки разворачивалось при президенте Обаме. Новый глава Белого Дома Д. Трамп, правда, уже заявивший о выходе США из Тихоокеанского партнерства, может существенно изменить американскую политику в АТР. Однако в каком направлении произойдет это изменение?

 США до недавнего времени использовали организации типа АСЕАН и конфликты, возникающие в этом регионе, для существенного наращивания своих военно-политических позиций, в том числе через предоставление заинтересованным сторонам своего покровительства. Как мы видим, уже и Трамп после победы на выборах начал говорить о «необходимости укрепления военного могущества США в мире и создания самой сильной на планете армии».

Вышесказанное позволяет, как мы считаем, сделать несколько выводов и предположений:

- Необходимость расширения международного сотрудничества требует, чтобы территориальные споры в Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии решались в политически предсказуемом международном режиме, без нанесения ущерба какой-либо из сторон; с этой целью необходимо формировать здесь такие международные структуры безопасности, которые бы учитывали интересы всех расположенных здесь государств.

- Россия уже заявляла о потребности формирования организационно Большой Евразии в качестве второго полюса современного мира. Предполагается, в том числе, развитие российско-китайского партнерства, расширение ШОС, дальнейшее становление ЕАЭС, нацеливание наших общих задач на выстраивание оси ЕАЭС-ШОС-АСЕАН с включением в нее также и находящихся сегодня вне рамок этих организаций стран. Это позволило бы создать общеконтинентальный пояс безопасности, обеспечивающий благоприятные условия многостороннего сотрудничества.

- Стабилизирующую роль в регионе играет Россия.  Этот аспект ее политики имеет дальнейшую перспективу. Так, именно по инициативе Москвы в  2013 г. запущен межгосударственный диалог по формированию в АТР «архитектуры безопасности, сотрудничества и устойчивого развития»;

Однако в области торгово-экономического сотрудничества, в сфере размещения инвестиций, технологического и инновационного развития роль России здесь является явно недостаточной, особенно при учете исключительно высокой конкуренции в этих сферах применительно этому динамично прогрессирующему региону. Возможности развития сотрудничества России с АСЕАН могли бы сыграть в этом одну из опережающих ролей. Кроме всего прочего, это способствовало бы, с учетом возможностей региона, внесению дополнительного вклада в развитие нашей экономики.

Календарь ИВ РАН

Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Анонсы

18 декабря 2019 года
"Юго-Восточная Азия и Южнотихоокеанский регион: актуальные проблемы развития"
18 декабря 2019 г. в Институте востоковедения РАН (ул. Рождественка, д. 12, Актовый зал 3 этаж) состоится Ежегодная научная межинститутская конференция "Юго-Восточная Азия и Южнотихоокеанский регион: актуальные проблемы развития".
17 февраля 2020 года
Конференция «Страны Азии в XXI веке: неравномерность экономического роста и неравенство социально-экономического развития»
Отдел экономических исследований Института востоковедения РАН организует конференцию «Страны Востока в XXI веке: неравномерность экономического роста и неравенство социально-экономического развития», посвященную памяти экономиста-востоковеда Виктора Георгиевича Растянникова
22 – 24 апреля 2020 года
50-я научная конференция «Общество и государство в Китае»
состоится 22-24 апреля 2020 года
В Институте востоковедения РАН (Москва)

Новые статьи

Планы Вашингтона в отношении Тегерана буксуют
Иранцам живется трудно, но сдаваться они не намерены
Афганистан в ожидании президента
Результаты голосования вряд ли изменят ситуацию в стране
Сирийскую государственность спасли
Четыре года назад РФ пришла на помощь Дамаску

ИВ РАН в СМИ