ИВ РАН

Статьи

Всепакистанская перепись населения 2017: усеченно расширенный формат

Серенко Ирина Николаевна

 

Ключевые слова: гендерная идентичность, трансгендер, трансфобия, сунниты, шииты, ахмадийцы, урдуизация.

После 19-ти летнего перерыва в Пакистане с 15 марта текущего года в стране наконец-то стартовала очередная, шестая по счету всеобщая перепись населения. Она продлится в два этапа до 25 мая и будет проводиться силами более 118 тыс. специально подготовленных для этого переписчиков и 200 тыс. военных, что вполне оправдано в условиях   сохраняющегося в Пакистане повышенного уровня террористической угрозы. В стране предприняты дополнительные меры безопасности для предотвращения терактов и завершения в запланированные сроки.

Отличительной особенностью нынешней переписи является новый формат, который расширяется за счет включения в раздел о половом составе населения дополнительной, ранее немыслимой для консервативного пакистанского общества позиции. В переписные листы наравне с общепринятыми пунктами о женской или мужской половой принадлежности граждан внесен третий вариант ответа при опросе населения – трансгендер. Это нововведение вполне можно рассматривать, как официальное признание государством права гражданина на выбор своей гендерной идентичности. Стоит заметить, однако, что декларация этого права не означает его практической реализации в пакистанском обществе, где  трансгендеры не ощущают себя полноценными членами социума, постоянно подвергаются дискриминации и воспринимаются согражданами как люди второго сорта (их исторически связывают с существованием института евнухов при дворе Великих Моголов, более 300 лет  правивших на территориях современных Афганистана, Бангладеш, Индии и Пакистана).

Члены этого маргинального сообщества зарабатывают себе на жизнь в основном за счет увеселения публики песнями и танцами на различных частных мероприятиях (свадьбы, дни рождения и т.д.), а также с помощью предоставления сексуальных услуг и попрошайничества. При этом они не только подвергаются общественному осуждению и остракизму, но нередко также и  физическому истреблению. Так, на почве трансфобии в одной только пакистанской провинции Хайбер Пахтунхва, по сообщениям пакистанской прессы, в 2015-2016 гг. были убиты 46 трансгендеров, а также зарегистрированы свыше 300 случаев физического насилия и жестокого обращения с ними. И это несмотря на то, что их немногочисленному по меркам почти двухсотмиллионного Пакистана сообществу (350-500 тыс. человек) удалось в 2012 г.  по решению Верховного суда получить равные права с остальными гражданами страны. Предоставленное трансгендерам в 2011 г. право на голосование было впервые    реализовано ими в ходе прошедших в 2013 г.  всеобщих парламентских выборов. При этом они, пусть и безрезультатно, выдвинули для участия в них кандидатов-трансгендеров с целью отстаивания своих прав в высшем законодательном органе.

Наряду с такой гендерной толерантностью перепись предполагает отразить также и религиозное многообразие пакистанского ландшафта. Гражданам предлагается указать, к какой религиозной общине они относятся (мусульманской, христианской, индуистской, ахмадийской). На самом деле такой подход больше свидетельствует о внутримусульманской фобии на фоне радикализации пакистанского общества, где сунниты и шииты, несмотря на  сохраняющиеся между ними противоречия, все же рассматриваются как единая мусульманская община, но за ее рамки выводятся исповедующие ислам ахмадийцы, подвергающиеся постоянным преследованиям и гонениям со стороны пакистанских исламистов. Проживающие в стране сикхи, парсы и бахаи вообще не включены в переписной лист отдельной опцией.

Лингвистическое многообразие пакистанского государства, представленного наличием более 70 различных языков, усечено в переписных листах до 9 языковых опций. Это вполне соответствует курсу государства на урдуизацию страны с целью укрепления пакистанской идентичности посредством использования всеми проживающими в стране этносами единого национального языка. И это несмотря на то, что урду является родным лишь для 7% населения Пакистана. Сведения о национальной принадлежности ограничены двумя пунктами: пакистанец или иностранец.

За недостоверные данные предусматривается заключение под стражу сроком до 6 месяцев, а также штраф в размере до 50 тыс. пакистанских рупий (480 долл. США).

Несомненно, итоги новой переписи населения Пакистана 2017 г. при всем ее усеченно расширенном формате позволят создать более полный социально-демографический портрет этого государства, сохраняющего свою традиционность, но вместе с тем постепенно интегрирующегося в современный мир либерализации и глобализации, предполагающий наличие религиозной, гендерной, этно-лингвистической толерантности.   Как   в реальности обстоят с этим дела в Пакистане и должны показать результаты переписи.

Календарь ИВ РАН

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Анонсы

28 марта 2024 года
Лекция Черниковой Ларисы Петровны «Русская эмиграция в Китае: визуальный ряд»
Лекторий «Мир Востока» продолжает работу в марте 2024 года.
28 – 29 марта 2024 года
Четвёртая международная научная конференция «Археология древнего Востока»
Конференция организована Центром археологии доисламского Востока и Центром археологии Нильской долины и состоится 28–29 марта 2024 г. в Институте востоковедения РАН.

Новые статьи

Родная земля для сербов, хорватов и бошняков
Чем запомнилась поездка на Западные Балканы
Почему в Сирии уничтожают сторонников национального примирения
В стране наблюдается новый всплеск террористических актов
Беды Ближнего Востока
Регион переживает один из самых нестабильных периодов в новейшей истории

ИВ РАН в СМИ