Статьи
Неформальные отношения в индийском обществе
Графов Дмитрий БорисовичВестник ИВ РАН '2022, №3, с.98-111
DOI: 10.31696/2618-7302-2022-3-098-111
Статья посвящена анализу неформальных отношений в индийском обществе с точки зрения
сетевой теории и теории социального обмена и рассматривает структуры коллективной солидарности
в процессе изменений, вызванных либерализацией и развитием рыночной экономики. Одной из наи-
более известных неформальных систем отношений на основе коллективной лояльности является прак-
тика джан-пехчан ( jān-pahchān, букв. «знакомство»). Ее распространение вызвано модернизацией обще-
ства и преодолением кастовой детерминированности. Практики джугад ( jugād̟ ) и далали (dalālī) также
вызывают к жизни структуры социального взаимодействия. Их появление продиктовано необходи-
мостью решения жизненных проблем населением в условиях крайней стесненности в ресурсах, неэф-
фективности и слабости формальных институтов. Ослабление родовых, религиозных, традиционных
механизмов солидарности, а также коррумпированность легальных институтов вызывают к жизни кор-
рупционные структуры (Mafia Rāj), где лояльность и соблюдение обязательств обеспечиваются с помо-
щью угрозы насилия.
Для анализа структур, основанных на групповой лояльности и неформальных отношениях,
автор использует трехфакторный подход, рассматривая группы интересов в координатах «лояльность»,
«иерархия», «автономия», которые представляют внешние характеристики группы. Такие неформаль-
ные отношения, как джан-пехчан, описываются через детерминанты «дружба», «взаимность», «доверие».
Данные характеристики можно считать внутренними и субъективными.
Календарь ИВ РАН
Май 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |