Статьи сотрудников ИВ РАН
Библейско-коранический дискурс в романе Исхана Октая Анара “Молчаливые”
Карева Ольга ВикторовнаВосток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №2, с.79-87
Объем издания: С. 79–87
В статье на примере постмодернистского романа Ихсана Октая Анара “Молчаливые” (2007) исследуется деконструкция библейско-коранического дискурса, к которому турецкий писатель подходит с позиций постнеклассической философии. В этом произведении дискредитация мотивов, сюжетов и образов текстов трех Священных Писаний, коннотирующих представление о мире как об упорядоченном целом с единым сюжетом и Высшим смыслом, реализуется И.О. Анаром в специфических средствах художественной выразительности (нарративизация, карнавализация, травестийное обыгрывание, гиперперсонажная маска, гибридно-цитатные имена и т.п.). В статье подробно рассматривается пародия, “размыкание” библейско-коранической рамки, замена ее гиперперсонажной маской – новаторским художественным приемом, органично вписывающимся в ризоматическую структуру романа. Пророки разных периодов и разных Священных Писаний сводятся писателем в одно время и в одно место, что заставляет время двигаться не линейно, а по кругу. Роман И.О. Анара “Молчаливые” отражает постмодернистский взгляд на историю. Связывая с одним из самых древнейших концептов мировой истории – религиозным (библейско-кораническим) – возникновение и развитие метафизической, а позднее рационалистической традиции, он подвергает мифологемы этого концепта культурфилософскому перекодированию. Так, Божественное Слово/Логос превращается не просто в причину и орудие убийства, а в слово дьявола/джинна/“змея искусителя”.
Ключевые слова: турецкий нарративный постмодернизм, текстуализация мира, дискурс, гиперперсонажная маска, деконструкция.
Календарь ИВ РАН
Сентябрь 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |