Статьи

Исчезнет ли христианство на Ближнем Востоке?

Воробьева Ирина Александровна

ivran.ru '2015, №12

 
Ближний Восток – это колыбель христианства. Именно здесь оно зародилось, а потом распространилось по всему миру. Время не было добро к местным христианам, на протяжении веков, в ходе многочисленных завоеваний Святой Земли, их численность неизменно сокращалась. Тот факт, что христианские Церкви до сих пор сохранились на Ближнем Востоке, можно считать до какой-то степени феноменом...

Ближний Восток – это колыбель христианства. Именно здесь оно зародилось, а потом распространилось по всему миру. Время не было добро к местным христианам, на протяжении веков, в ходе многочисленных завоеваний Святой Земли, их численность неизменно сокращалась. Тот факт, что христианские Церкви до сих пор сохранились на Ближнем Востоке, можно считать до какой-то степени феноменом. Ведь на территории стран, официально исповедующих ислам и иудаизм, сохранились не просто христианские диаспоры, но и четыре православных патриархата, история и сама жизнь, которых неразрывно связана с историей и жизнью всего православия. И это притом, что христиане на сегодняшний день составляют не более 8% населения региона.

Рассмотрим кратко историю христианства на Ближнем Востоке, чтобы понять каким образом из религиозного большинства, они стали меньшинством на своих канонических территориях.

Зародилось христианство на территории Римской империи. Прежде чем стать государственной религией, оно прошло через период нападок и гонений, массовых убийств своих приверженцев. Ситуация резко изменилась с приходом к власти нового императора – Константина Великого (306 – 337), который не только оказал поддержку новой религии, но и придал ей привилегированное положение среди других верований. Изменение государственной политики позволило сформировать официальную структуру христианской церкви, выработать целостное учение и установить порядок богослужения.

К V в. сформировались Поместные Церкви с центрами в Риме, Константинополе, Александрии, Антиохии и Иерусалиме, которые и стали центрами христианского православного мира (после разделения Церквей Римский патриархат перестали именовать православным, а позднее он стал называться католическим).

Мирное развитие восточного православия было прервано в VII в., когда земли населенные миллионами христиан, Святые места, самые знаменитые монастыри и сами патриаршие престолы оказались под властью завоевателей, исповедовавших ислам. Первое время они терпимо относились к христианам, иудеям и части других инаковерующих. В отличие от язычников-многобожников, которых или обращали в ислам, или истребляли, христианам дозволялось сохранять свои верования при условии политической лояльности и уплаты подушной подати (джизьи). Были образованы этно-конфессиональные сообщества (миллеты), которые объединяли немусульманских подданных  Халифата (зиммиев). Миллеты обладали внутренней автономией, возглавлял их патриарх или иной религиозный лидер. Духовенство получило право разбирать судебные дела и собирать налоги среди своей паствы. Патриархи пользовались определенным уважением и привилегиями со стороны властей, но, в тоже время, головой отвечали за лояльность своих единоверцев[1].

Первые века Халифата были благоприятны для Православных Церквей. На рубеже VIII – IX вв. формируется арабоязычная православная культура, появляются блестящие богословы, историки, врачи, церковные и государственные деятели. Благодаря своему высокому культурному уровню, христиане смогли занять престижное положение в Халифате. Это процветание христиан вызывало раздражение в мусульманской среде. Рост культурного уровня мусульман способствовал формированию квалифицированного мусульманского управленческого аппарата, и государство уже меньше нуждалось в образованных чиновниках-христианах, и постепенно отношение к христианам стало меняться. Их изгоняли с государственной службы, они должны были носить определенную одежду, не могли строить новые храмы, совершать крестные ходы, оскорблять слух мусульман колокольным звоном, выставлять кресты там, где их могут видеть мусульмане и т.д.[2]

Эти перемены в жизни восточных христиан вынуждают многих из них отказаться от своей веры, начинается массовый переход в ислам. Другой возможностью для христиан избежать униженного положения становится эмиграция в Малую Азию и на Кипр. Американский исследователь Ф. Хитти, оценивая происходящее в этот период в регионе, называет это второй фазой мусульманского завоевания Ближнего Востока, когда после победы военной последовала победа духовная, и значительная часть населения приняла религию завоевателей – ислам[3].

Последующие века оказались крайне тяжелыми для восточного христианства, нашествие монголов, Крестовые походы и османское завоевание поставили его на грань уничтожения.

В первые века существования Османской империи власти вполне терпимо относились к Православной Церкви. Даже сложился своеобразный симбиоз власти и верхушки константинопольских православных греков (фанариотов). Они образовали своеобразную «аристократию ума и таланта,.. труда и изворотливости», игравшую большую роль в жизни государства[4]. Османские власти всячески содействовали захвату фанариотами главенствующего положения в патриархатах, закреплению в них греческой иерархии вместо арабской, т.к. считали греков врагами латинского Запада. Однако православные, как впрочем, и другие немусульмане, были юридически неполноправны, они не имели возможности занимать высокие административные должности, делать политическую карьеру. Зиммии находились в более тяжелом экономическом положении, чем мусульмане. Но, не смотря на все сложности, христианские общины по-прежнему составляли значительную часть населения Османской империи.

К 1914 г. христиане Османской империи были объединены в 17 миллетов, каждому из которых покровительствовала какая-либо европейская держава. Ф. Хитти назвал систему миллетов «мусульманским решением проблемы религиозных меньшинств»[5]. Христианские общины, с одной стороны, сохраняли относительную самостоятельность, а также религиозную и культурную самобытность, однако, с другой стороны, находясь в подчиненном положении относительно мусульманского общества, они не могли не испытать на себе частичной ассимиляции (языковой и этнической) со стороны доминирующей культуры.

Христианство в Турции было почти полностью уничтожено в начале ХХ в., когда огромное количество христиан было или убито, или вынуждено покинуть страну. В начале 20-х гг. произошло массовое выселение православных из Турции в Грецию, в ходе которого большое число депортируемых погибло.

Позднее, в результате арабо-израильской войны 1947 – 1948 гг., несколько десятков тысяч христиан было депортировано с территории Израиля в Ливан, Сирию, Иорданию. В 1955 г. была фактически ликвидирована православная община в Египте, в подавляющем большинстве своем эмигрировавшая в Сирию и Ливан, а позднее была эмиграция около 100 тыс. человек уже из Сирии в Ливан. И, наконец, еще одна волна эмиграции в 70 – 80-х гг., массовый выезд христиан в Европу и Америку.

Наиболее многочисленной христианской общиной на территории Турции является паства Константинопольского Православного патриархата. В настоящее время патриархат насчитывает около 4 – 5 тысяч прихожан (греков), проживающих на территории Турции. Кроме того, здесь сохранились еще более малочисленные общины Армянской Апостольской и Католической Церквей, а также протестантская община. 

По-прежнему не просто складываются отношения у Константинопольской Церкви с турецкими властями. Наиболее заметный конфликт последних десятилетий связан с богословской школой на острове Халки. В августе 1971 г., по решению богословского департамента министерства образования Турции, школа была закрыта, ее территория номинально сохранила статус монастыря. Турецкое правительство издало закон, фактически запрещающий христианам получать высшее церковное образование на территории страны (под действие этого закона попала также армянская богословская академия). В интервью журналу «Шпигель» (2007 г.) бывший тогда премьер-министром Турции Р.Т. Эрдоган заявил, что требования ЕС обеспечить свободу вероисповеданий необоснованны, т.к. «у религиозных меньшинств в Турции прав больше, чем в Европе». Относительно вопроса о школе, он пояснил, что раньше это была средняя школа, а теперь хотят сделать факультет, поэтому совет по образованию не позволяет открыть ее вновь[6].

В 2013 г. наметились сдвиги в этом вопросе. 10 января 15-членный Совет Генерального управления вакуфами Турции в Анкаре принял решение о возвращении лесных угодий площадью 190 стремм монастырю Святой Троицы на острове Халки. Возвращение этой территории особенно важно для Константинопольского Патриархата, так как там находятся могилы Константинопольских Патриархов Кирилла VII (1855 – 1860) и Константина V (1897 – 1901)[7]. 28 января газета «Hurriyet» сообщила о желании премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана ускорить процесс открытия богословской школы, так как вопрос осложняет переговоры о вступлении Турции в ЕС. Однако вопрос об открытии школы так и не решен до сих пор.

Гораздо более существенные споры ведутся в Турции вокруг самого Константинопольского патриарха. Турецкие власти не признают за патриархом титул «Вселенский». Для официального Стамбула Константинопольский патриарх только глава православной общины Турции.

В июле 2008 г. Европейский суд по правам человека в Страсбурге единогласно вынес решение, в котором был признан юридический статус Константинопольского патриархата. Европейский суд также осудил правительство Турции за незаконное присвоение приюта на острове Бююкада (один из девяти Принцевых, или Адаларских, островов в Мраморном море, неподалеку от Стамбула), тем самым удовлетворив апелляцию Константинопольского патриархата, обратившегося с иском о защите своих имущественных прав в европейские судебные инстанции.

В январе 2010 г. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию № 1704 «Свобода религиозных и других человеческих прав немусульманского меньшинства в Турции и мусульманского меньшинства во Фракии (Восточная Греция)», которая, среди прочего, призывает власти Турции уважать право патриарха включать в свой титул определение «Вселенский», а также признать за ним право юридического лица[8].

В конце ХХ в. продолжился рост нетерпимости по отношению к греческому православному меньшинству. Всемирный Совет Церквей неоднократно высказывал озабоченность в связи с ограничением прав греческого меньшинства, роста вражды и совершаемыми нападениями на представителей общины.  В США был даже принят закон в защиту Вселенского патриарха. Но международные действия пока не возымели должного результата. В Турции продолжают периодически происходить нападения на христиан и христианские церкви.

В сложившейся ситуации патриарху настойчиво рекомендовали переместить патриархию в другой город, а желательно даже в другую страну. Варфоломей отверг это предложение, указав, что патриархия почти всегда находилась в Константинополе, перекрестке различных цивилизаций и культур, и оставаться здесь – значит быть вне национального соперничества.

Александрийский патриархат, бывший одним из важнейших центров православия, к XIX в. превратился в один из самых малочисленных и обедневших. Важные изменения в жизни Александрийской патриархии произошли в начале ХХ в.  В результате притока эмигрантов в 30-х гг. прошлого века, численность его паствы увеличилась до 130 тыс. человек, большинство из которых составляли православные греки. Численность православного духовенства увеличивалась медленнее, однако, по мере роста православного населения увеличивалось количество церквей, а вместе с ними росло и число священнослужителей. В это же время патриархат начинает активную работу по распространению православия в Африке.

После окончания Второй мировой войны Александрийский патриархат оказался в новых политических условиях. Перемены, произошедшие в регионе, привели к хаосу в стране, что в свою очередь тяжело сказалось на положении греческой диаспоры и Александрийского патриархата. Греки массово эмигрировали в разные страны мира, в результате чего численность греческой паствы в Египте резко сократилась. К концу 60-х гг. ХХ в. греческая община Египта насчитывала всего несколько тысяч человек. Но именно в этот сложный для Церкви период патриарху Христофору II (1939 – 1967) удалось развернуть православную миссионерскую деятельность на африканском континенте.

В начале XXI в. одной из важнейших задач для Александрийской Православной Церкви стало проведение просветительской и образовательной работы. Открытие Духовной школы Патриархата в Александрии дало возможность расширить распространение церковного образования и стало одним из свидетельств возрождения греческой православной общины Египта.

Александрийскому патриархату удалось добиться значительных результатов по распространению своего влияния на африканском континенте. И хотя в самом Египте православная паства немногочисленна (14 тыс. человек в конце ХХ в.[9]), зато общее число ее последователей составляет более миллиона человек по всей Африке. В состав Александрийской Церкви входит более 400 приходов со штатом около 300 священников[10].

Серьёзным ударом по православным и коптам в Египте стала «арабская весна». Рост радикальных исламистских настроений, который начался в 2003 г. в арабском мире, чрезвычайно осложнил ситуацию вокруг христианских общин.

В отношении христиан проводилась дискриминационная политика и при прежнем лидере Египта Х. Мубараке. Они жили в условиях религиозной нетерпимости; христиане не могли занимать высокие посты в системе управления, подвергались нападениям, избиениям и убийствам[11]. В результате погрома, произошедшего в деревне Аль-Кошех 2 января 2000 г., погиб 21 человек. Все погибшие были коптами-христианами. Однако суд оправдал 96 подозреваемых в этом преступлении[12]. В январе 2004 г. солдаты египетской армии ворвались в коптский благотворительный центр в Патмосе, расположенный в 30 километрах от Каира. Они избили сотрудников центра, один из них от побоев скончался, и с помощью бульдозеров разрушили часть окружающей здание стены. Центр, был официально зарегистрирован правительством, он оказывал помощь и заботился об инвалидах и сиротах на протяжении 15 лет. Никаких причин для подобных действий у военных не было.

После «арабской весны» в Египте происходила постоянная эскалация насилия, в жизнь начал воплощаться «иракский сценарий». Из-за этого страну покинуло более 100 тыс. христиан[13], многие готовы были уехать при первой возможности. Покидала страну в основном коптская молодежь, которая наиболее остро ощущала свою незащищенность и отсутствие перспектив на родине. Копты осознавали свое отчаянное положение, однако многим из них было некуда и не на что бежать. В Верхнем Египте, в Каире и в Александрии в это время появилось множество пустующих храмов.

Нападения на коптов начались почти сразу после победы революции. Число жертв межконфессиональных столкновений в столице Египта 7 мая 2011 г. составило 15 человек, 144 получили ранения[14]. Погромы христианских кварталов заставили коптов выйти на улицы, что привело к новым столкновениям с радикально настроенными группами исламистов.

Правительство М. Мурси предпринимало определенные шаги, пытаясь стабилизировать обстановку в стране, и некоторые участники нападений на коптов понесли наказание. Однако этих действий было явно недостаточно для того, чтобы защитить христиан от посягательств экстремистов.

Положение христиан в Египте осложнялось еще и тем, что угроза их безопасности исходила не только от религиозных экстремистов, но и от самих властей страны. Так, 9 октября 2011 г. в столице Египта копты организовали мирную демонстрацию, однако вооруженные силы, находящиеся в подчинении Военного совета Египта, разогнали демонстрацию, в результате чего были убиты 24 человека и более 200 получили ранения[15]. Христиан буквально давили военной техникой. Некоторые представители мусульманской египетской элиты выступили с осуждением этих убийств (например, шейх университета Аль-Азхар ат-Тайиб).

В таких обстоятельствах христиане поддержали военный переворот, который произошёл летом 2013 г. Они верили, что смещение с президентского поста М. Мурси и отстранение «Братьев-мусульман» от власти поможет остановить волну преследований христиан.  После этого сторонники «Братьев-мусульман» заклеймили коптов как пособников военного переворота и участников кампании против их партии. В середине августа, всего через несколько дней после разгона палаточных лагерей протестантов в Каире, прошли массовые нападения на христианские церкви и дома коптов по всему Египту. Всего было разрушено не менее 200 зданий[16]. После этих событий христианские активисты обвинили сторонников Мурси в ведении «войны возмездия против коптов в Египте».

Нападения на коптов продолжаются и при новой власти. Однако попытки правительства защитить коптов от насилия начинают приносить определенные результаты. Отмечается снижение напряженности и сокращение числа нападений на христиан.

Иерусалимский патриархат в ХХ в. оказался в окружении не одной, а двух соперничающих с христианством религий – ислама и иудаизма. Этим объясняется его более сложное политическое положение по сравнению с другими Восточными Православными Церквами. Расположенный на территории Палестины, Израиля и Иордании, он вынужден даже список кандидатов на патриарший престол согласовывать с этими тремя странами. С помощью этого правила Израиль не раз пытался оказать давление на Иерусалимскую Церковь.

Остающиеся в Израиле христиане, как и мусульмане, негласно являются гражданами второго сорта. С этим связано, попустительское отношение властей к фактам нападения на христианские церкви и кладбища, когда нападавшие не всегда получают наказание за содеянное. В последнее время отмечается увеличение числа нападений еврейских экстремистов на христианские церкви в Израиле. Католический епископ Уильям Шомали, викарий латинского Иерусалимского патриархата, видит в этом опасную тенденцию к росту насилия, направленного против христиан.

Массовой эмиграции арабов-христиан из Израиля не было зафиксировано, однако их численность неуклонно сокращается, с 21% – в 1949 г., до 10% – в 1998 г. По данным Центрального статистического бюро Израиля в 2007 г. в стране проживало 152 тыс. христиан (арабов из них примерно 80%), что составляет 2,1 % от населения страны[17].

Разделительная стена, возводимая израильтянами на палестинских землях в долине Кремисан, представляет угрозу для жизни христиан Святой Земли и может стать одной из важных причин эмиграции христиан. Плотность населения в этом районе итак довольно велика. «Местных христиан лишают будущего: плотность населения возрастет и станет невыносимой, а потому многие из оставшихся семей будут вынуждены также уехать», – говорит Вера Бабоун, глава Вифлеема[18]. Настоятель католической церкви в Бейт-Джале священник Ахтам Хиджазин рассматривает эти действия как попытку изгнать христиан со Святой Земли, лишить их прошлого и будущего.

Вынуждены покидать свои дома и христиане, живущие в Палестинской Автономии. Прежде всего, это происходит из-за постоянных вооруженных столкновений, которые уничтожают всякую перспективу нормальной жизни. Люди опасаются за свою жизнь и предпочитают перебраться туда, где они будут в безопасности. К тому же, неспокойная ситуация в Автономии приводит к сокращению числа туристов и поклонников, что приводит к разорению христиан Вифлеема, чей бизнес ориентирован на продажу сувениров.

Одной из самых важных причин для эмиграции христиан стала политика, проводимая властями Палестинской Автономии. Попустительское отношение к организованной преступности, от которой, прежде всего, страдают христиане, вынуждает их покидать свои дома, т.к. им просто невозможно выживать в сложившихся обстоятельствах.

В Вифлееме, как уже упоминалось выше, основным видом дохода для христианских семей с давних пор стала продажа сувениров паломникам. И торговцы нередко лишаются этого дохода, который отбирают рэкетиры, терроризирующие христианские кварталы города. Грабители рассматривают свои действия не как грабеж, а как сбор налога (джизьи), который должны арабы-христиане выплачивать «воинам ислама». В итоге христиане оказываются без средств к существованию. Власти Палестинской Автономии до сих пор не навели порядок в этом вопросе на подконтрольной им территории. Происходит это из-за не желания или из-за отсутствия возможностей, с уверенностью сказать нельзя. В результате с момента подписания Норвежских соглашений (1993 г.), согласно которым Вифлеем был передан под контроль Палестинской Автономии, по 2006 г. число арабов-христиан сократилось более чем в два раза (с 60% до менее 30%), и этот процесс продолжается и по сей день. Подобная тенденция характерна для всей Автономии. Число христиан на Западном Берегу Иордана в 1997 г. составляло 35 тыс. чел., а в 2002 г. оно сократилось до 25 тыс. В секторе Газы с 2,5 тыс. человек до 2 тыс. соответственно[19].

И хотя власти Палестинской Автономии демонстрируют самое благоприятное отношение к христианской части населения, тревожные факты заставляют обратить внимание на положение христиан. Так, в сентябре 2005 г. главный настоятель францисканской Кустодии Святой Земли Пьербаттиста Пиццабалла рассказал о волне насилия, направленной на христианское население. «Почти каждый день – повторяю, каждый день – наши общины здесь подвергаются нападениям исламских экстремистов. Если не делают этого члены Хамаса и Джихада, то и так найдутся охотники, которых Палестинская Автономия и не собирается наказывать. Один раз мы даже распознали среди террористов, напавших на нас, работников полиции Махмуда Аббаса [президента Автономии] и боевиков Фатха, его партии, которая вроде должна бы нас охранять»[20]. Священник сообщил в интервью, что в период между 2000 и 2004 гг. христиане стали жертвами 93 нападений. Примером таких нападений может служить погром в христианской деревне Тайбе, в ходе которого были сожжены 14 домов, несколько магазинчиков и лавок.

В сентябре 2006 г. 7 христианских храмов подверглись нападениям в Секторе Газы и на Западном берегу реки Иордан. Причиной этого нападения стали неосторожные слова Папы Римского Бенедикта XVI об исламе. Папа процитировал византийского императора XIV в. Мануила II Палеолога (1391 – 1425), сказавшего, что Мухаммед принес миру лишь «злые и бесчеловечные» вещи. Его слова вызвали возмущение и осуждение в мусульманском мире.

Однако христиане неоднократно подвергались нападениям исламских экстремистов и до, и после скандала с цитатой, произнесенной Папой.

Лидер Палестинской Автономии Я. Арафат не раз заявлял, что с уважением относится к христианству и связанными с ним святыми местами в Палестине, он посещал, если было возможно, важнейшие христианские мероприятия, эту же политику продолжил и его преемник М. Аббас. Христиане некоторое время даже занимали высокие посты в руководстве Автономии (христианка Ханан Ашрауи была советником Арафата). Однако реальной поддержки и защиты от руководства Палестинской Автономии христиане в нужном объеме не получили. Что на сегодняшний день привело к значительному сокращению численности христиан на этих землях.

Территория Сирии, Ливана, Ирака, Кувейта и ряда других стран, в том числе Европы, Америки и Австралии, – это каноническая территория Антиохийской Православной Церкви. Большая часть ее ближневосточной паствы сконцентрировано в пределах Ливана и Сирии[21]. В других странах ближневосточного региона существуют небольшие диаспоры. Численность паствы Антиохийской Церкви до начала гражданской войны в Сирии составляла 2,5 млн. человек на Ближнем Востоке и около 5,5 млн. в диаспоре[22] (данные Антиохийского патриархата).

Патриархату удается сохранять нейтралитет в сложной политической ситуации сложившейся на ближневосточных территориях. Даже в Ираке, где постоянно совершаются нападения на христиан, официальные представители Церкви справедливо заявляют, что эти акты насилия не направлены непосредственно против Православной Церкви, в данной ситуации террор и насилие стали каждодневной ужасающей реальностью.

Сегодня христиане Ирака находятся в крайне тяжелом положении. Огромное их количество было вынуждено покинуть страну, после начала военной операции американцев и свержения Саддама Хусейна. До 2003 г. в Ираке проживало более 1,5 млн. христиан (ассирийцы-халдеи, армяне, сирийцы-католики и православные). В настоящее время их количество резко сократилось, не менее 90% из них бежали или были убиты, а те, кто остались, – ежедневно опасаются за свою жизнь.

Стоит отметить, что в довоенном Ираке христиане жили вполне благополучно. Большая часть христиан принадлежала к среднему классу и была хорошо образована. Христиане проживали преимущественно в крупных городах – Мосуле, Басре и Багдаде. Багдадская городская христианская община до войны считалась самой большой во всём ближневосточном регионе[23].

Радикальные исламисты увидели в христианах предателей, пособников «новых крестоносцев» (т.е. американцев и союзников), поэтому террористические акты проводились не только против иностранных вооруженных сил, но и против христиан, которые оказались самой беззащитной прослойкой населения.

В августе 2004 г. в Багдаде и Мосуле одновременно произошли взрывы у шести христианских храмов. Жертвами этих терактов стали несколько десятков человек. Люди были сильно напуганы и те, у кого была возможность, поспешили покинуть Ирак. После этих событий количество христиан-эмигрантов резко увеличилось. Если раньше страну покидали 2-3 тысячи христиан в месяц, то после терактов за две недели уехало 40 тыс. человек. Сотни христианских семей бежали в северные курдские области Ирака или соседние страны. К 2014 г. число христиан в Ираке сократилось до 150 тысяч, что составляет по данным центра Пью менее 0,1% населения[24].

Сообщения о взрывах храмов и убийствах христиан приходят из Ирака с пугающей регулярностью. Отсутствие безопасности и какого-либо видимого улучшения ситуации привело к тому, что оставшиеся иракские христиане все чаще говорят о том, что у них нет будущего в этой стране.

Трагедия христианского населения Ирака продолжается. Стремительное наступление одной из наиболее радикальных исламистских организаций, ИГИЛ, привело к захвату ею значительной части страны. Летом 2014 г. боевики ИГИЛ захватили, в числе прочих, второй по величине иракский город Мосул. Самым жестоким преследованиям подверглись остававшиеся на тот момент в городе христиане.

Захватившие Мосул боевики не ограничились преследованием населения города, свою агрессию они направили и на культовых сооружениях. Ими был разрушен ряд церквей, кроме того «активисты ИГИЛа разбили кувалдами могилу Ионы, на вершине собора Святого Ефрема в Мосуле вместо креста водрузили черный исламский флаг, а мусульман, которые посмели осудить эти действия, обезглавили или распяли»[25].

Боевики ИГИЛ действовали в Мосуле с ужасающей жестокостью. Мир был шокирован рассказом главы американских христиан-халдеев Марка Арабо о зверствах, творившихся в этом иракском городе[26].

Религиозные деятели не смогли остаться в стороне от этих событий. В своем еженедельном обращении от 10 августа 2014 г. Папа Римский Франциск сказал, что насилие в Ираке оскорбляет Бога и все человечество. Он призвал молиться за всех пострадавших в результате конфликта.

Лидер суннитов в Ираке и глава Ассоциации мусульманских школ на Юге Шейх Халид Аль Мулла осудил действие боевиков в Мосуле. «Очень жаль, что исламские экстремистские группировки, прикрываясь учением ислама, убивают  и выгоняют из домов христиан, которые живут с нами в течение сотен лет», – сказал он[27].

Но, не смотря на события, происходящие в Ираке, в Эрбиле, столице автономной области Курдистан, был открыт новый католический университет. Халдейский католический архиепископ Башар Варда заявил, что открытие университета является «способом оказать сопротивление Даиш [Исламскому государству] и заявить, что мы [христиане] не собираемся уходить»[28].

В 2011 г. перед началом вооруженного конфликта в Ливии проживало 100-150 тыс. христиан, что составляло примерно 3% населения. В основном это были приезжие из других стран: 60 тыс. коптов (большинство приехало на заработки из Египта), 50 тыс. католиков (среди них были последователи Римско-католической, Мелькитской и Маронитской Церквей), небольшое количество представителей Православных Церквей, представленных русскими, греками и сербами, а также протестанты.

Вмешательство иностранных государств во внутренние дела Ливии привело к печальным последствиям для всей страны и для проживающих в ней христиан. После свержения режима Муаммара Каддафи и прихода к власти Переходного национального совета Ливия стала местом, откуда активно выживаются христиане, любыми методами.

Радикальные исламские группировки начали террор против ливийских христиан. Боевики убивали и похищали христиан независимо от вероисповедания, национальности и политических взглядов. Уничтожались любые предметы и сооружения связанные с христианством: храмы и кладбища христиан, кресты, иконы, скульптуры. Не избежали разрушения также усыпальницы и мечети мусульман-шиитов, а в некоторых случаях – и суннитов.

Преследованиям христиане подвергаются не только со стороны боевиков, но и со стороны новых ливийский властей, которые ввели против них жесткие ограничения. Представители власти открыто говорят, что в Ливии нет места христианам, потому что они могут представлять угрозу национальной безопасности. В исполнение новой государственной политики была запрещена Библия, посещение храмов (последнее позволено только иностранцам), работа миссий.

Глава Переходного национального совета Ливии Мустафа Абд-эль-Джалиль заявил, что основой законодательства страны станет шариат, поэтому законы, которые ему противоречат, утратят свою силу. В качестве примеров он привел законы разрешающие разводы и запрещающие многоженство. После негативной реакции со стороны стран ЕС, Джалиль постарался смягчить свои слова, однако политический курс правительства остался неизменным.

Начиная с 2011 г. убийства христиан, ритуальные казни, похищения, нападения на храмы и осквернения кладбищ стали обычным явлением. Чаще всего жертвами боевиков становились копты, так как остальные христиане в основном уже покинули страну.

В 2014 г. боевики из группировки «Ансар Аш-Шариа» (сегодня они представляют ИГИЛ в Северной Африке) объявили награду за убийства христиан, что еще больше увеличило количество убитых. Апогеем этой кровавой бойни стала казнь 21 коптского рыбака.

Египетские власти в ответ на это злодеяние приняли решение о нанесении авиаударов по позициям боевиков в Ливии и запретили своим гражданам въезд в эту страну.

Но не все египтяне вернулись на родину. И примерно два месяца спустя боевики снова «поразили» мир ничем неоправданной жестокостью, казнив уже 28 рыбаков-коптов.

Представители исламского египетского духовенства выступили с резким осуждением боевиков ИГИЛ и призвали мировое сообщество выступить против исламистов, которые являются угрозой для всего мира[29].

Ливан на сегодняшний день остается одной из наиболее благоприятных для проживания христиан страной на Ближнем Востоке. Положение христиан в Ливане определено государственной конституцией, согласно которой охраняется достоинство каждой религиозной общины. В соответствии с конституцией президент страны должен быть христианином, премьер-министр – мусульманином, его заместитель – христианином, в парламенте должны быть представлены разные христианские общины. В Сирии и Ливане церковный устав официально зарегистрирован, и государство не вмешивается в дела церкви.

Однако не смотря на то, что ситуация в Ливане на сегодняшний день в основном остается спокойной, генеральный секретарь Федерации христиан Ливана и Леванта Франсуа Алям отметил, что «в нынешних условиях исламисты время от времени атакуют ливанские христианские деревни. Они совершают зверские убийства в различных деревнях и разжигают смуту и столкновения на религиозной почве между жителями Ливана. В целом ряде густонаселенных районов Ливана были спровоцированы столкновения, но ливанцы сумели им противостоять, однако несмотря на это, ситуация в Ливане продолжает оставаться напряженной»[30].

Профессор Ливанского университета Сухейль Фарах отмечает, что «численность христиан на Ближнем Востоке катастрофически сокращается. Буквально 20 лет назад на родине Христа мои единоверцы составляли примерно пятую часть от всего населения палестинских территорий, а сейчас по всей автономии их численность не достигает и пяти процентов. Еще недавно Ливан был единственной страной на Ближнем Востоке, где христиане составляли большинство и занимали ключевые посты в политике, экономике и культуре страны. Обстановка кардинально изменилась в пользу преобладания мусульман. Похожая картина в Сирии, Иордании и Египте»[31].

Всего четыре года назад Сирия была одной из самых благополучных для христиан стран региона. Христианские общины разных конфессий Сирии отличаются большей сплоченностью, чем где бы то ни было. Они проводят совместные мероприятия, крестные ходы и праздники. «Чувство принадлежности к христианству превалирует над принадлежностью к своей Церкви. Они ощущают себя как христиане, погруженные в мусульманское окружение»[32]. Христиане и мусульмане жили в Сирии в мире и согласии, т.к. осознавали «общие духовные ценности» обеих религий, и т.к. главным для них была не их религиозная принадлежность, а осознание себя сирийцами.

До начала гражданской войны в Сирии в 2011 г. христиане составляли примерно 1,75 млн. человек или около 10% от общей численности населения страны (точных данных нет, т.к. в Сирии на публикацию статистических данных по религиозному составу населения наложен запрет). Уже в 2012 г. их доля сократилась до 8%. С 2011 г. по июль 2014 г., по данным Русской Православной Церкви, около 1 млн. христиан покинул страну. Нестабильная политическая ситуация, постоянные боевые столкновения между боевиками и правительственными войсками, захват значительных территорий страны исламистами – всё это привело к резкому ухудшению жизни всего населения Сирии, но особенно христиан, в которых боевики видят соратников действующего президента Б. Асада. Христиане и христианские кварталы сирийских городов становятся объектами нападения боевиков оппозиции и ИГИЛ. Спасаясь от гибели, люди вынуждены бежать из своей страны. Эмиграция стала основной причиной значительного сокращения численности христианского населения всех конфессий. По данным генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, всего к 2013 г. Сирию покинуло два миллиона человек.

Вандализм стал визитной карточкой боевиков ИГИЛ. За время гражданской войны были полностью или частично разрушены, осквернены, разграблены множество храмов и монастырей. Среди них – монастыри в Кусейре, Хомсе, Маалюле, Алеппо, Сейднае, церкви в Дамаске, Алеппо, Хомсе, Маалюле, Ракке, Хасаке, Дейр эз-Зоре, Ябруде, Сададе, Дейр-Атихе, Гасаньехе, Табке и др. Украденные христианские реликвии боевики отправляют за рубеж, где через посредников их продают как антиквариат. Согласно информации полученной редакцией ливанской газеты «ал-Ахбар» большое количество древних икон, окладов, крестов, мощевиков и статуй были вывезены за пределы Сирии. Полученные от контрабанды деньги идут, в том числе, и на приобретение оружия и боеприпасов. Однако боевики оскверняют и грабят не только христианские храмы, поруганию подвергаются и шиитские святыни, в том числе связанные с почитанием прямых потомков основателя ислама, и суннитские мечети, которые разрушают или превращают в опорные пункты или склады. Не избежали вандализма боевиков ИГИЛ и древние античные храмы. В захваченной исламистами Пальмире идет активное уничтожение памятников древней истории.

На территориях подконтрольных боевикам ИГИЛ продолжается формирование «законодательства Халифата». Раздел, посвященный правилам проживания неверных на территориях ИГИЛ, содержит следующие пункты, нарушение которых карается смертью: христианам запрещается строить церкви, монастыри и кельи, демонстрировать религиозную символику и литературу, «велегласно читать» церковные тесты и бить в колокола, проявлять любое «неуважение» к «исламу и мусульманам». Также христиане должны выплачивать подушную подать: в размере 4-х золотых динариев в год «богачи», 2-х – представители «среднего класса» и 1-го – «бедняки». Утаивание истинного уровня доходов считается «Халифатом» уголовным преступлением. Кроме того, христиане должны одеваться в соответствии с предписаниями ИГИЛ, избегать публичного использования церковной лексики и хоронить своих единоверцев на особо отведенных новыми властями кладбищах[33].

В таких условиях христианам ничего не остается, как покидать свои родные дома, спасаясь бегством от исламистов и устанавливаемого ими порядка. Так, город Хомс вынуждено было покинуть практически все христианское население, это примерно 140 тысяч человек (сколько из них православных – точно неизвестно). Многие из оставшихся погибли от рук боевиков. Тысячи христиан были вынуждены бежать из Кары, Дейр-Атиха и других городов.

На подконтрольных боевикам территориях практикуются похищения христиан, насильственное обращение в ислам, пытки, изнасилования, публичные казни и другие методы устрашения. Так, в  городе Садад, пока он находился под контролем исламистов, прошли массовые убийства христиан[34].

Ирак и Сирия оказались не в состоянии самостоятельно справиться с боевиками ИГИЛ. Рядом стран во главе с США была создана коалиция, целью которой было уничтожение террористической исламистской группировки. Однако ее действия не принесли значительных результатов. Представители разных христианских восточных Церквей неоднократно заявляли, что Запад не оказывает им необходимой поддержки, что их бросили на произвол судьбы. «О христианах на Ближнем Востоке забыли, их предали страны Запада», – заявил сиро-католический патриарх Антиохийский Игнатий Юсуф III Юннан во время пребывания в Ватикане[35].

Патриарх Мелькитской Католической Церкви Григорий III Лахам, выступая в Дамаске, подчеркнул, что США и страны Европы не сделали ровным счетом ничего, чтобы остановить волну насилия со стороны экстремистов.

Во время визита в июле 2015 г. Антиохийского православного патриарха Иоанна Х в США на ассамблею Антиохийской православной архиепископии Северной Америки, он с такими словами обратился к собравшимся: «Мы надеемся, что Америка, Европа, другие сверхдержавы могут остановить эту войну и не поддерживать Исламское государство ни финансово, ни посредством продажи оружия»[36]. Патриарх призвал США и другие страны Запада помочь найти пути урегулирования в сирийском конфликте.

Восточные Православные Церкви смогли не только выжить под властью других вероисповеданий, но и сохранить свою самобытность, и даже распространить свое влияние на многие страны. На сегодняшний день их паства составляет несколько миллионов человек по всему земному шару. Однако количество последователей христианства в его колыбели – на Ближнем Востоке – продолжает стремительно сокращаться. И уже вслух высказываются опасения, что скоро оно может совсем исчезнуть из этого региона.

«Благодарение Богу, у нас есть наша надежда, наша вера, и мы, христиане, по-прежнему остаёмся там. Наш народ – это очень хорошие люди. Мы любим жить вместе со всеми, мусульмане и христиане. До сих пор у нас были очень хорошие отношения с нашими братьями-мусульманами. Это дух, который проявляет себя сейчас, – он принесён извне, не изнутри»[37], – сказал патриарх Иоанн.

Еще столетие назад христиан на Ближнем Востоке было до четверти населения региона. В 2010 г. эта цифра составляла уже не более 5%, что составляет около 15 млн. человек (8 млн. из них копты). Так, если в Сирии в начале XX века христиане составляли примерно трети населения, то теперь их не более 8 – 10%. В Ливане в 1932 г. было 55% христиан, по данным 2005 г. – около 34%[38].

Как мы видим, на Ближнем Востоке складывается крайне тревожная ситуация, число христиан на этих землях стремительно сокращается. Представители ближневосточных христианских общин, а также религиозные и политические деятели разных стран бьют тревогу, все чаще поднимая вопрос о том, сможет ли сохраниться христианство на Ближнем Востоке, в своей колыбели. Уменьшение численности христианского населения наблюдается на протяжении уже довольно длительного периода, однако, именно в начале XXI в., после череды революций на Ближнем Востоке и появления на сцене ИГИЛ, ситуация стала катастрофической.

Массовый исход христиан с территорий их исторического проживания чреват исчезновением культурно-религиозного многообразия Ближнего Востока, а переселение их в соседние арабские страны вносит дополнительную напряженность в непростую внутриполитическую обстановку в этих государствах.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл полагает, что «забота о положении христианского населения на Ближнем Востоке и в Северной Африке» должно стать главной задачей для всех христиан[39]. Особо Предстоятель отметил положение христиан Сирии, которые оказались в крайне тяжелом положении на территориях захваченных ИГИЛ. Исход христиан из мест, где зародилось христианство, станет настоящей цивилизационной катастрофой, и необходимо сделать все возможное для того, чтобы этот трагический сценарий не стал реальностью.

Разделяет тревогу о судьбе ближневосточного христианства и Папа Римский Франциск. «Сегодня мы с ужасом видим, как на Ближнем Востоке и в других регионах мира наши братья и сестры претерпевают гонения за свою веру в Иисуса Христа. Они подвергаются дискриминации, насилию, их убивают», – сказал понтифик во время своего выступления на II Международном собрании народных движений в Санта-Крус 9 июля 2015 г. – «Мы должны осудить насилие. В этой «Третьей Мировой войне в рассрочку» человечество переживает своего рода геноцид, который нужно остановить», – заявил Папа[40].

В борьбу с ИГИЛ, которое является одним из основных дестабилизирующих факторов на Ближнем Востоке, втягивается все больше стран. Однако у каждой из них свои цели и задачи. И защита христиан не входит в их число. Сегодня в Сирии появилась новая сила – российская авиация, которая помогает правительственным войскам вести наступление на позиции исламистов. Происходящее внушило некоторый оптимизм восточным христианам. Комментируя это событие, мелькитский архиепископ Алеппо Жан-Клеман Жанбар в интервью швейцарскому телевидению, заявил, что приветствует военную поддержку оказанную Россией Башару Асаду. А бомбардировки российской авиацией позиций ИГИЛ стали «источником надежды для христиан страны»[41].

Сегодня с разных сторон все чаще звучат голоса о необходимости защитить и спасти восточное христианство. Однако реальных шагов в этом направлении предпринимается крайне мало. Поэтому вопрос: исчезнет ли христианство на Ближнем Востоке на сегодняшний день остается открытым. 

[1] Atiya A. A history of Eastern Christianity. L., 1968, c. 193, 198, 267-268.

[2] Медников Н.А. Палестина от завоевания её арабами до крестовых походов. СПб., 1903, т.1, с.704-717, 756-760, 778-788;

[3] Hitti P. History of Syria. N.Y., 1951, с. 545.

[4] Лебедев А.П. История Греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя (1453 г.) до настоящего времени. Сергиев Посад, 1896, т. 1, с. 130.

[5] Hitti Ph.E. Lebanon in History. L., 1957. Р. 362.

[6] В ответ на требования ЕС обеспечить в Турции свободу вероисповедования премьер Эрдоган заявляет, что у религиозных меньшинств страны прав и так больше, чем в Европе // http://www.patriarchia.ru/db/text/231918.html

[7] Троицкому монастырю на острове Халки возвратили лесные угодья // http://www.sedmitza.ru/text/3412469.html

[8] Resolution 1704 (2010): Freedom of religion and other human rights for non-Muslim minorities in Turkey and for the Muslim minority in Thrace (Eastern Greece)// http://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain?docid=4b6fd1382

[9] Роберсон Р. Восточные христианские церкви. СПб., 1999, с.62.

[10] Александрийская Православная Церковь // http://www.pravenc.ru/text/82070.html#part_43

[11] Charles M. Sennott. The Body and the Blood: The Holy Land's Christians at the Turn of a New Millennium, 2003

[12] Преследования и дискриминация христиан в современном мире: причины, масштабы, прогнозы на будущее // http://mospat.ru/ru/2011/12/01/news53729/

[13] 100,000 Christians Have Left Egypt Since March // http://www.assistnews.net/Stories/2011/s11090177.htm

[14] В Египте произошли столкновения христиан с мусульманами. // http://www.iaplanet.com/molniya/6594-v-egipte-proizoshli-stolknoveniya-hristian-s-musulmanami.html

[15] Власти Египта пытаются погасить конфликт между христианами и мусульманами // http://www.gazeta.ru/social/2011/10/10/3796058.shtml

[16] Cairo, Coptic Orthodox church attacked. One dead // http://www.asianews.it/news-en/Cairo,-Coptic-Orthodox-church-attacked.-One-dead.-30160.html

[17] В Израиле христиане составляют 2% населения // http://www.pravoslavie.ru/25335.html

[18] «Стена аннексии», возводимая Израилем, представляет наибольшую угрозу для христиан Святой Земли // http://www.sedmitza.ru/text/5852780.html

[19] Христиане Палестины: чужие среди своих (комментарий в свете веры) // http://www.sedmitza.ru/text/407420.html

[20] Критическое положение христиан на Святой земле // http://www.liubite.org/nr/ema_nomera/riticeskoe_polozenie_xristian_na.html

[21] Table Christian population as percentages of total population by country // http://www.pewforum.org/2011/12/19/table-christian-population-as-percentages-of-total-population-by-country/

[22] Интервью с Представителем Антиохийского Патриархата при Московском Патриархате // http://observer.materik.ru/observer/N5-6_02/5-6_01.htm

[23] Исламизация и дехристианизация Ближнего Востока // http://topwar.ru/7957-islamizaciya-i-dehristianizaciya-blizhnego-vostoka.html

[24] Table Christian population as percentages of total population by country // http://www.pewforum.org/2011/12/19/table-christian-population-as-percentages-of-total-population-by-country/

[25] Последних христиан изгнали из Мосула. Дальше – со всего Ближнего Востока? // http://www.pravmir.ru/poslednih-hristian-izgnali-iz-mosula-dalshe-so-vsego-blizhnego-vostoka/

[26] ISIS begins killing Christians in Mosul, CHILDREN BEHEADED // http://www.catholic.org/news/international/middle_east/story.php?id=56481

[27] Лидер суннитов осудил изгнание христианских семей // http://www.pravmir.ru/lider-sunnitov-osudil-izgnanie-hristianskih-semey/

[28] Новый католический университет открылся в иракском Эрбиле // http://www.sedmitza.ru/text/6049125.html

[29] Исламский университет Аль-Азхар осудил казнь 28 эфиопских христиан боевиками ИГИЛ // http://www.katolik.ru/pod-odnim-nebom/122084-islamskij-universitet-al-azkhar-osudil-kazn-28-efiopskikh-khristian-boevikami-igil.html

[30] Пресс-конференция «Христианство на Ближнем Востоке – под угрозой исчезновения?» прошла в Москве // http://news.christian.by/persecutions/7190-otkazatsya-ot-xrista-ili-ostatsya-s-nim.html

[31] К. Борисова. Возвращение в катакомбы. Христиане Ближнего Востока становятся гонимым меньшинством // http://www.otechestvo.org.ua/main/20084/703.htm

[32] Представитель Палестинского общества: В Сирии страдают и мусульмане, и христиане // http://regions.ru/news/2462039/

[33] ИГ оглаcило правила проживания христиан на подконтрольных территориях // http://www.pravoslavie.ru/81903.html

[34] Mass graves in Sadad: 45 Christian civilians killed by Islamist militias // http://www.fides.org/en/news/34601-ASIA_SYRIA_Mass_graves_in_Sadad_45_Christian_civilians_killed_by_Islamist_militias

[35] Седмица // http://www.sedmitza.ru/text/5929693.html

[36] Антиохийский патриарх призвал США и другие страны не поддерживать исламское государство // http://deiverbo.com/antiohijskij-patriarh-prizval-ssha-i-drugie-strany-ne-podderzhivat-islamskoe-gosudarstvo

[37] Там же.

[38] Е. Сатановский. Избавиться от христиан // http://www.mn.ru/oped/79500

[39] Святейший Патриарх Кирилл принял министра национальной обороны Греции // https://mospat.ru/ru/2015/04/16/news117933/

[40] Папа Франциск назвал современные гонения на христиан «геноцидом» // http://www.sedmitza.ru/text/5706137.html

[41] Седмица // http://www.sedmitza.ru/text/5929574.html

Календарь ИВ РАН

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Анонсы

22 ноября 2017 года
Конференция «Политическая трансформация на мусульманском Востоке: опыт Турции и других стран»
Сектор Турции Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН объявляет прием заявок на конференцию, которая состоится 22 ноября 2017 года в ИВ РАН.
27-28 ноября 2017 года
Научная конференция "Иранский мир II-I тыс. до н.э.: модели инкультурации"
27-28 ноября 2017 г. в Отделе истории и культуры древнего Востока Института востоковедения РАН пройдет традиционная конференция, посвященная памяти Э.А. Грантовского и Д.С. Раевского «Иранский мир II-I тыс. до н.э.: модели инкультурации».
27-29 ноября 2017 года
XI Конференция Российских Арабистов
Дорогие коллеги! Центр Арабских и Исламских Исследований ИВ РАН объявляет о приеме заявок на участие в XI Конференции Российских Арабистов.
30 ноября 2017 года
38-я конференция "Южнотихоокеанский регион в прошлом и настоящем: история, экономика, политика, культура"
Состоится 30 ноября 2017 г. Зале Ученых Советов ИВ РАН
6 декабря 2017 года
Ежегодная Научная межинститутская конференция "Юго-Восточная Азия и Южнотихоокеанский регион: актуальные проблемы развития"
Состоится 6 декабря 2017 г. в Зале Ученых Советов ИВ РАН
19 декабря 2017 года
Шестая Международная научно-практическая конференция
Транспортно-промышленный потенциал стран Каспийского региона (проблемы,перспективы интеграции) «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗОНЫ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ – 2017»

Новые статьи

Иракский Курдистан изолировали от внешнего мира
Регион может вернуться к границам 2003 года
Кабул не способен остановить углубление кризиса
Боевики действуют в 30 провинциях из 34
Джалал Ад-Дин 'Абд Ар-Рахман Б. Абу Бакр Ас-Суйути и его сочинение Та'Рих Ал-Хулафа'(«История Халифов»)'
В статье рассматривается одно из основных исторических сочинений крупного египетского ученого-энциклопедиста ас-Суйути. Автор показывает, что «История халифов» сохраняет многие черты всеобщих арабо-мусульманских хроник классического периода (Х-IХ ВВ.), однако непосредственно восходит к традициям историографии мамлюкского периода (ХIП-ХVI ВВ.).

ИВ РАН в СМИ