ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

Декларации и мечты: о чем договорится «каспийская пятерка»

9 августа 2018 года

…А вот что касается дна, то в нынешнем драфте Конвенции секторальный раздел как принцип не присутствует, пояснил Sputnik руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии Института востоковедения РАН Станислав Притчин.

«Территориальные вопросы отдаются на откуп двух- и трехсторонних переговоров стран, которые на эти территории претендуют. И это решение кажется вполне логичным, – продолжил эксперт. – Во-первых, если бы, например, в Конвенции прописали размежевания между Россией и Казахстаном, то получается, что они должны получить согласие участников, не имеющих отношения к спорному участку. Во-вторых, как мне кажется, тут имела место уступка Ирану, попросившему вообще убрать из Конвенции все, что касалось дна. Иранцы изначально претендовали на очень большой участок, и если бы в Конвенции прописали иное, то это стало бы серьезной внутриполитической проблемой для президента Хасана Роухани», - рассказал он.

Можно предположить, что теперь Туркменистан все-таки договорится с Азербайджаном и с Ираном по своим спорным участкам и решит пустить трубопровод – как и Казахстан, который с Россией уже все поделил. При этом крайне важно, что в Конвенции содержится пункт о том, что экологически опасные проекты должны быть согласованы всеми странами Каспия.

«Будет принят специальный протокол о воздействии на окружающую среду, и в нем прописано, какие объекты подпадают под согласование. Там и кабели, и инфраструктурные объекты, и плотины, и крупные офшорные месторождения. То есть все то, что может затронуть экологию, - поясняет Притчин. – По процедуре страна, желающая построить этот объект, должна проинформировать об этом соседей по Каспию. И соседи в течение 180 дней должны высказать свои рекомендации по улучшению экологии, которые обязательны к принятию. В итоге формально для начала строительства объекта нужен будет компромисс», - заявил он.

А где газ?

А далее в дело вступают геология и математика. Специфика трубопроводных проектов такова, что никто не будет осуществлять дорогостоящую прокладку трубы без не просто четко определенных, но и уже законтрактованных объемов газа у поставщика. Собственно, именно поэтому распиаренный TANAP и может пока прокачивать лишь 16 миллиардов кубов – больше у Азербайджана свободного газа нет, а для закачки в него иранского газа нужно еще как-то перебросить этот газ с юга на север страны.

Точно так же для прокладки трубопроводов по дну Каспия нужны значительные свободные объемы газа у Туркменистана и/или Казахстана – а таковых на сегодняшний день нет – благодаря всепоглощающему китайскому рынку.

«Ашхабад до сих пор не может загрузить три нитки своего газопровода в Китай, а четвертая вообще под вопросом. Кроме того, в силу закрытости Туркменистана точных данных о потенциальных новых объемах ни у кого нет, а вот что точно есть, так это понимание, что месторождения этой страны оказались сложными и дорогими в разработке, не говоря уже о политических рисках, – поясняет сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Что же касается Казахстана, то предполагается, что по итогам 2019 года РК выйдет на объем поставок в 10 млрд кубометров. Но китайский рынок растет столь быстро, что и этот объем останется для него незначительным. При этом общий потенциал экспорта газа у Казахстана ограничен», - полагает он.

Таким образом, Каспийскую конвенцию стоит оценивать не в мифологическом, а в реальном экономическом ключе. Стороны поделили акватории и могут начать спокойно использовать водные, а в перспективе и энергетические ресурсы – без геополитических подтекстов. В итоге все довольны, ведь каждый получил, что хотел.

Выгодно всем

«Если оценивать итог с точки зрения начальных позиций, то, конечно же, в нефтегазовом плане больше всего выиграли Казахстан и Азербайджан. У них крупнейшие сектора с наибольшими запасами нефти и газа на Каспии. Россия и Иран получили менее выгодные сектора, но они больше выиграли с точки зрения безопасности. Им удалось сохранить за Каспием статус нейтрального моря», – считает Притчин.

И потому, когда замминистра иностранных дел России Григорий Карасин говорит, что соглашение было достигнуто по формуле «взаимное уважение интересов, помноженное на чуткость к партнеру по переговорам», то это нужно расценивать не как дипломатическую риторику, а как констатацию факта.

Очень хотелось бы, чтобы и дальнейшие переговоры между странами "каспийской пятерки" проходили по этой формуле.

Притчин Станислав Александрович

Читать полностью первоисточник: «Sputnik»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5