Сотрудники Института Востоковедения РАН

Андросов
Валерий Павлович

доктор исторических наук, профессор

Отдел истории и культуры Древнего Востока

директор института, первый заместитель председателя ученого совета ИВ РАН
 

E-mail: director@ivran.ru
 

Родился 12 сентября 1950 года

Образование:

Окончил Московский государственный университет, философский факультет (1978 г.) и очную аспирантуру Института востоковедения Российской Академии наук (1978-1981), где и работает по сей день заведующим Отдела истории и культуры древнего Востока.
Кандидатская диссертация: «Концепция ниришвара в древнеиндийской философско-религиозной традиции (по материалам «Таттва-санграхи» Шантаракшиты)». Специальность – история религий – 07.00.08. 1982 г., ИВ РАН.
Докторская диссертация: «Нагарджуна и его учение». Специальность – историография и источниковедение – 07. 00.09. 1991 г. Москва, ИВ РАН.
Учёное звание профессора (истории культуры) присуждено в 1997 г.

Научные интересы:

Андросов В.П. является известным специалистом по истории буддизма, его литературе, доктрине, философии. В течение 30 лет он исследует, переводит, издаёт и интерпретирует санскритские, тибетские и отдельные палийские источники древней Индии и Тибета, а также создаёт обобщающие труды по истории буддийской культуры и методологии её изучения.
Терминология буддизма – сфера пристального интереса учёного, что отражено в многочисленных энциклопедиях и словарях.
Специальные исследования посвящены четырём глобальным проблемам буддологии: (1) истоки буддизма и его становление, (2) ранняя махаяна и духовное наследие Нагарджуны (II – III вв.), (3) творчество Шантаракшиты, Камалашилы и Падмасамбхавы (VIII в.), а также их миссионерская деятельность в Тибете, (4) идея опровержения Бога-творца.


МОНОГРАФИИ

  1. Нагарджуна и его учение. М., «Наука» Главная редакция восточной литературы, 1990, 270 с. (Nagarjuna and his Teaching. “Oriental Literature Publ.”).
  2. Алмазная сутра – Доржди джодва. На старокалмыцком., калмыцком и русском языках. Перевод со старокалм. – А.В.Бадмаева, с санскр. – В.П. Андросова. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во. 1993, 156 с. (The Diamond Sutra. “Kalmyk Book Publ.”, Elista).
  3. Далай Лама XIV-й. Доброта, чистота помыслов и проникновение в сущность. Перевод В.П.Андросова. М., «Мир через культуру», 1993, 278 с. (Dalai Lama XIV. Kindness, Clarity, and Insight. Transl. from English. “World Publ.”).
  4. Геше Ванг’ял. Драгоценная лестница. Перевод с английского Б.Китинова под редакцией д.и.н. В.П.Андросова. Элиста, 1994, 224 с. (The Jewelled Staircase by Geshe Wangyal. Transl. from English by B.Kitinov. Editor – V.P. Androsov. “Kalmyk Book Publ.”, Elista).
  5. Словарь индо-тибетского и российского буддизма. Главные имена, основные термины и доктринальные понятия. М., «Вестком», 2000, 200 с.
  6. Буддизм Нагарджуны: религиозно-философские трактаты. М., “Восточная литература” РАН, 2000, 799 с. (Nagarjuna’s Buddhism: Religious and Philosophic Treatises).
  7. Индийский буддизм: История и учение. Вопросы методологии и источниковедения. The Edwin Mellen Press. Lewiston (New York USA) – Queenston (Ontario CANADA) – Lampeter (Wales UK). 2000, 418 с. (Indian Buddhism: History and Doctrine. Points of Methodology and Studies of Sources). Серия – Российские исследования по мировой истории и культуре, Том 12.
  8. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., “Восточная литература” РАН, 2001, 508 с. (The Buddha Shakyamuni and Indian Buddhism: Present-day Reading of Ancient Texts).
  9. Учение Нагарджуны о Срединности: исслед. и пер. с санскр. «Коренных строф о Срединности («Мула-мадхьямака-карика»); пер. с тиб. «Толкования Коренных строф о Срединности, [называемого] Бесстрашным [опровержением догматических воззрений]» («Мула-мадхьямака-вритти Акутобхайя»). М.: «Восточная литература» РАН, 2006. 846 с. (Nagarjuna’s Teaching on the Middle Way: The Fundamental Stanzas on the Middle Way in the Studies of Nagarjuniana and in the Ancient Buddhism. Introduction, Translation of the Mula-madhyamaka-karika and the Mula-madhyamaka-vritti-Akutobhaya with Annotation and Supplements).
  10. Далай-лама XIV. Доброта, ясность и постижение сути. Пер. с англ. и примеч. В.П.Андросова Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: «Открытый мир», 2007, 447 с.
  11. Буддийская классика Древней Индии. М.: «Открытый мир», 2008, 510 с. Переиздание – М.: «Ориенталия», 2010, 510 с.
  12. Марпа и история Карма Кагью: «Жизнеописание Марпы-переводчика» в историческом контексте школы Кагью. М.: «Открытый мир», «Алмазный путь». 2009, 507 с. (монография в соавторстве с Е.В.Леонтьевой). Переиздание М.: «Ориенталия», 2010, 507 с.
  13. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь. М.: «Ориенталия», 2011, 448 с.
  14. Дорж Жодв. Алмазная сутра. Польза «Ваджраччхедика Праджня Парамита Сутры». На калмыцком и русском языках. Перевод с санскрита на русский язык «Алмазной сутры», примечания и Послесловие В.П.Андросова. На калмыцком языке – А.В.Бадмаев. Элиста: ЦРО Калмыцкий Центральный Буддийский монастырь «Геден Шеддуб Чой Корлинг», 2012, 320 с. (В.П.Андросов, с. 109 – 263).

СТАТЬИ (и серии статей), ПЕРЕВОДЫ, РЕЦЕНЗИИ, ТЕЗИСЫ

  1. Шантаракшита: жизнь и учение. // Всесоюзная школа молодых востоковедов, т.2, ч.2. М., 1980, с. 127 – 131. (тезисы)
  2. К истории преемственности философских идей Индии в Китае. // Вестник древней истории, № 4, 1981. (рецензия)
  3. Шантаракшита и проникновение индийского буддизма в Тибет. // Народы Азии и Африки, № 6, 1981, с. 112 – 120. (статья)
  4. «Ишвара-парикша» в «Таттвасанграхе» Шантаракшиты. // Тезисы докладов советских учёных к V Международной конференции по санскритологии. М., 1981, с. 20 – 29.
  5. Концепция ниришвара в древнеиндийской философско-религиозной традиции (по материалам «Таттвасанграхи» Шантаракшиты). М., 1982, 18 стр. (автореферат диссертации)
  6. Отношение к божественному зодчему в индуизме и буддизме. // Древний и средневековый Восток: История, филология. М., 1983, с. 3 – 21.
  7. Методы изучения древнего буддизма и философии сватантры. // Вестник древней истории, № 4, 1983. (рецензия)
  8. Maya-vada according to “Ratna-avali” of Nagarjuna. // Summaries of Papers to the VI-th World Sanskrit Conference. U.S.A. 1984. Moscow, 1984, pp. 15 – 21. (тезисы)
  9. Correlation between Philosophy and Religion. // Buddhist Studies. No. 9, Delhi, 1985, pp. 15 – 30. (статья)
  10. Šantarakšita I prodiranje indijskog buddhizma u Tibet. // Kulture Istoka, B. 5, Beograd, 1985, рр. 12 – 16. (статья)
  11. Буддизм: религия и философия. // Философия и религия на зарубежном Востоке. ХХ в. М., 1985, с. 130 – 152. (статья)
  12. Вклад Нагарджуны в концепцию ниришвара. // Древняя Индия. Язык. Культура. Текст. М., 1985, с. 156 – 171. (статья)
  13. Опровержение идеи Бога-творца древнебуддийскими мыслителями. // Религии мира. Ежегодник. 1985. М., 1986, с. 235 – 256. (статья)
  14. Монографические труды буддологов Азии 70 – 80-х годов.  // Религии мира.Ежегодник. 1985. М., 1986, с. 278 – 294. (статья)
  15. Maya-vada according to “Ratna-avali” of Nagarjuna. // Freedom, Progress and Society. Essays in Honour of Prof. K.S. Murty. Delhi, 1986, pp. 190 – 197. (статья)
  16. Shantaraksita and the Penetration of Indian Buddhism into Tibet. // Buddhists for Peace, Vol. 8, No. 1, Ulan-Bator, 1986, pp. 45 – 51. (статья)
  17. Mayavada u Nagarjuninom djelu “Ratnaavali”. // Filozofska Istraživanja. G. 6, Sv. 3. Zagreb, 1986, pp. 793 – 798. (статья)
  18. Teacher’s Lines of Succession in Nagarjuna’s  School. // The Indian Historical Review. Vol. XIII, No. 1 – 2, Delhi, 1986 – 1987, pp. 58 – 62. (статья)
  19. Korelacija filozofije I religije. Iśvara-parikša u Tattvasamgrahi od Santarakšite. // Kulture Istoka, B. 11, Beograd, 1987, pp. 10 – 14. (статья)
  20. Диалектика рассудочного познания в творчестве Нагарджуны. // Рационалистическая традиция и современность. Индия. М., 1988, с. 46 – 74. (статья)
  21. Некоторые аспекты идеологии Нагарджуны в тексте «Ратнавали». // Буддизм. История и культура. М., 1989, с. 22 – 43. (статья)
  22. Асанга. Васубандху. // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. (статьи)
  23. Поведение царя по «Ратна-авали раджа-парикатха» Нагарджуны. // Философские и социальные аспекты буддизма. М., 1989. (статья)
  24. Kinds of Textual Activity in the Early Madhyamika. // Buddhists for Peace, Vol. 11, No. 1, Ulan-Bator, 1989, pp. 20 – 24. (статья)
  25. О «Рассмотрении разногласий» («Виграха-вьявартани»).  // Историко-философский ежегодник ‘90. М.: «Наука», 1991, с. 159 – 187. (статья и перевод)
  26. Нагарджуна и его учение. (автореферат диссертации)М., 1991, 40 стр.
  27. от «Арьядева» до «Щербатской» (10 статей)  // Буддизм. Словарь. М.: «Республика», 1992.
  28. Ваджраччхедика праджняпарамита сутра. Перевод с санскрита, введение, комментарий. // Восток, № 2, М., 1992, с. 104 – 119.
  29. Correlation between Philosophy and  Religion: the Isvara-pariksa in Tattvasangraha. // History of Indian Philosophy. A Russian Viewpoint. New Delhi, 1993, рр. 33 – 41. (статья)
  30. История древнеиндийского буддизма. Ранний период. МФТИ. М., 1994. 42 стр. (Брошюра)
  31. Буддизм махаяны и ваджраяны в Индии. МФТИ. М., 1994. 42 стр. (Брошюра)
  32. Происхождение буддизма (к методике и теории изучения). // Религии древнего Востока. М.: «Восточная литература», 1995, с. 135 – 204. (статья)
  33. Чатухстава, или Четыре гимна буддам,   созданные Нагарджуной. Перевод с санскр., введение и комментарий. // Восток . № 4, 1995, с. 166 – 180.
  34. Махаянавимщика, или 20 строф о махаяне, составленные Нагарджуной. Перевод с санскр., введение и комментарий. // Восток. № 5, 1995, с. 149 – 154.
  35. Индийский буддизм и тибетская цивилизация. // Азия — диалог цивилизаций. Спб.: Гиперион», 1996, с. 99 – 152. (статья)
  36. Ваджраччхедика Праджняпарамита Сутра. Перевод с санскрита, введение и комментарий. // Мир Будды и китайская цивилизация. М.: «Толк», 1996, с. 8 – 36.
  37. On the Philosophy of Buddhism and of the West. // Dharmadoot. Maha Bodhi Society of India. Sarnath. 1996, pp. 49 – 64. (статья)
  38. Историко-методологические проблемы изучения древнебуддийской философии (V в. до н.э. – V в.н.э.).. // Московское востоковедение. М.: «Восточная литература», 1997, с. 79 – 107. (статья)
  39. Статьи по буддизму от “Абхидхамма-питаки” до “Лотосовой сутры”.// Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2-я Электрон. версия. М., 1997. ООО “New Media Generation”. (Всего 106 статей)
  40. Dialectics of Reason and Insight in Nagarjuna’s Works. // Glimpses of the Sanskrit Buddhist Literature, vol. 1. Ed. by K.N.Mishra. Sarnath: Central Institute of Higher Tibetan Studies, 1997, pp. 157 – 199. (Samyag-vak Series, 9). (статья)
  41. Three Points of View on Nagarjuna’s Hagiography.   Там же, с. 37 – 46. (статья)
  42. Some Remarks on Nagarjuna’s Hagiography. // Sudesika. Festschrift Bhikkhu Nanajivako. Zagreb, 1997, pp. 11 – 16. (статья)
  43. Сколько тел Будды знал Нагарджуна? // Древние цивилизации Евразии. М., 1998, с. 8 – 10. (тезисы)
  44. «Дхарма-санграха» – энциклопедия Махаяны и духовное наследие Нагарджуны. // Буддизм в системе мировой цивилизации. Элиста, 1998, с. 37 – 40. (тезисы)
  45. Истории буддизма и буддийской культуры. // Восточный университет при ИВ РАН, М, 1999. 14 с. (Программа курса лекций)
  46. «Собрание основоположений Закона» (Дхарма-санграха). Издание санскр. и тибет. текстов, перевод, исследование, комментарии. // Религии мира. Ежегодник. 1999. М.: «Вестком», 1999, с. 306 – 443. (448 стр.).
  47. Обман. Хаос. // Чередниченко Т. Россия 1990-х в слоганах, рейтингах, имиджах / Актуальный лексикон истории культуры. М. 1999, «Новое литературное обозрение», с. 282 – 283, 289 – 290, 300, 369 – 370. (статьи)
  48. Статьи «Арьядева», «Бхававивека», «Вайбхашика», «Дхаммапада», «Мадхьямика», «Муламадхьямика-карика», «Нагарджуна», «Прасангика-мадхьямика», «Прасаннапада», «Саутрантика», «Сватантрика-мадхьямика», «Таттва-санграха», «Чандракирти», «Шунья-вада», «Шуньята».  // Новая философская энциклопедия в четырёх томах. М.: «Мысль», 2000.
  49. Статьи «Авалокитешвара», «Ади-Будда», «Амидаизм». // Православная энциклопедия «А», т. I – II. «Московская патриархия», 2001.
  50. Трактат Нагарджуны «Коренные строфы о срединности» (Mûla-madhyamaka-kārikāĥ). // Scripta Gregoriana. Сборник в честь семидесятилетия академика Г.М.Бонгард-Левина. М.: «Восточная литература» РАН, 2003, с. 11 – 19. (526 стр. с иллюстрациями).  (статья)
  51. Буддизм Ваджраяны. // Иконография Ваджраяны. М.: «Дизайн. Информация. Картография», 2003, с. 528 – 538. (статья)
  52. Словарь основных имён, терминов и доктринальных понятий. // Там же, с. 551 – 594. (Статьи в соавторстве с Ц.-Б.Бадмажаповым).
  53. «Будда», «Буддизм Индии, Индонезии, Лаоса, Мьянмы, Камбоджы, Таиланда, Шри-Ланки, Китая, Вьетнама, Кореи, Японии, Тайваня, Непала, Тибета, Монголии, Бутана, Средней Азии, Европы и США», «Буддхагхоша», «Буддхакшетра», «Буддхапалити», «Бхававивека», «Виная», «Всемирное братство буддистов».   //  Православная энциклопедия «Б», «В», т. III – VII. «Московская патриархия», 2002 – 2004. (статьи)
  54. «Предисловие» // Дождь из цветов. Бурятские буддийские притчи. Собраны Игорем Мухановым. М., 2005, 20 п.л., с. 5 – 10. (статья)
  55. Памятники индийской письменности из Центральной Азии. Выпуск 3. Издание текстов, исследование, перевод и комментарий Г.М. Бонгард-Левина, М.И.Воробьёвой-Десятовской, Э.Н.Тёмкина. М., 2004., 535 с. // ВДИ, № 3. М., 2005, с. 272 – 277. (рецензия)
  56. Проблемы перевода и истолкования в отечественной буддологии и индологии. // Центральная Азия: источники, история, культура. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 80-летию д.и.н. Е.А.Давидович и действительного члена Академии наук Таджикистана Б.А.Литвинского. М., 2005, с. 81 – 104. (статья)
  57. Buddhism and Buddhist Studies in the Russia of the 21st Century. // Buddhism in Asia: Challenges and Prospects. International Conference (10 –12 February, 2006) Sarnath, Varanasi, pp. 40 – 41. (тезисы)
  58. Буддизм. // Духовный опыт человечества: единство в многообразии. Сборник статей. М., 2006, с. 22 – 43. (статья)
  59. Андросов, В.П. Ян-Ульрих Собиш. Жизнь, линии духовной преемственности и труды великого библиофила XVII века из школы сакья Амешаба Нгаванг Кунга Сонама. Издательство Франца Штайнера. Штуттгарт, 2007, IX, 607 с. (Опись восточных рукописей в Германии по соглашению с Немецким восточным обществом и по поручению Академии наук в Гёттингене. Приложение 38) (рецензия рецензия на «Life, Transmissions, and Works of A-mes-zhabs Ngag-dbang-kun-dga’-bsod-nams, the Great 17th Century Sa-skya-pa Bibliophile». By Jan-Ulrich Sobisch. Franz Steiner Verlag Stuttgart. 2007. IX, 607 pp. (Verzeichnis der Orientalischen Handschriften in Deutschland. In Einvernehmen mit der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft. Begrundet von Wolfgang Voigt. Weitergefuhrt von Dieter George. Im Auftrage der Akademie der Wissenschaften in Gottingen. Herausgegeben von Hartmut-Ortwin Feistel. Supplementband 38)) [Текст] / В.П. Андросов // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2008, №1, с. 206 – 210.
  60. Первые шаги индийского буддизма в Тибете (VII – VIII вв.). // журнал «Буддизм. Ru.» (Российская Ассоциация буддистов) 2008, №13, с. 36 – 45 и №14, с. 38 – 48.
  61. «Кумараджива»; «Лалита-вистара»; «Лама»; «Ламаизм»; «Ланка-аватара-сутра»; «Лотосовая сутра»; «Мадхьямака»; «Манджушри»; «Мара»; «Марпа»; «Маха-бодхи»; «Махаяна» // «Большая Российская энциклопедия». М.: «Энциклопедия», 2008 – 2009. (Очередные тома, буквы от «К» до «М»). (12 статей)
  62. «Иволгинский дацан»; «Изначальный Будда»; «Индрии»; «Ишвара»; «Ишваракришна»; «Йога», «Йога-тантра»; «Йидам»; «Йога-сутры»; «Йогачара»; «Кагью», «Кадам», «Калачакра»; «Кальпа»; «Карма-кагью»; «Кармапа». // «Новая Российская энциклопедия» в 12-ти томах. М.: «Энциклопедия» и Изд. Дом Инфа-М, 2009. Тома 6 – 7 (в двух частях, буквы от «Д» до «Ква»). (16 статей).
  63. «Арьядэва»; «Буддийские соборы»; «Бхававивека»; «Бхуми»; «Ваджра»; «Камалашила»; «Мадхьямака»; «Майтрея»; «Майтреянатха»; «Нагарджуна»; «Прасангика-мадхьямака»; «Сватантрика-мадхьямака»; «Таранатха»; «Триратна»;«Упекша»; «Чандракирти»; «Шантаракшита». // «Индийская философия: Энциклопедия» / Отв. Ред. М.Т.Степанянц; Ин-т философии РАН – М.: Вост. Лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. 950 с. (17 статей).
  64. «Авалокитешвара», «Амидаизм», «Амитабха», «Амогхаваджра», «Амогхасиддхи», «Арьядэва», «Библиотека Буддика», «Бодхи дерево», «Буддийские соборы», «Буддология», «Бхававивека», «Бхуми», «Ваджра», «Ваджрапани», «Ваджрасаттва», «Гампопа», «Дхарани», «Камалашила», «Лама», «Мадхьямака», «Майтрея», «Майтреянатха», «Нагарджуна», «Прасангика-мадхьямака», «Сватантрика-мадхьямака», «Субурган», «Таранатха», «Триратна», «Упекша», «Чандракирти», «Шантаракшита». // «Философия буддизма: Энциклопедия» / Отв. ред. М.Т.Степанянц; Ин-т философии РАН – М.: Вост. Лит.; 2011. 1047 с. (31 статья).
  65. «Хеваджра-тантра», I, 2 глава «Мантры» (введение, перевод тантры и комментариев, пояснения). // «Буддизм Ваджраяны в России: от контактов к взаимодействию». М.,: «Алмазный путь», 2012. с. 502 – 523. 1,2 а.л.
  66. Б.А.Литвинский. Из неопубликованного. Подборка материалов, введение, редакция В.П.Андросова. [Текст] / В.П. Андросов // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2012, №1, с. 5–17.
  67. Андросов, В.П. Рецензия на: «Сутра о сути совершенствования в великом высшем ведении» (перевод Андрея Накорчевского под редакцией Танака Такэюки и Василия Молодякова), Токио, 2011, 224 с. [Текст] / В.П. Андросов // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2012, №4, с. 208–212. (рецензия)
  68. Востоковед на страже Академии наук. К 150-летию со дня рождения С.Ф.Ольденбурга // Вестник Российской Академии наук, 2013, том 83, № 9. С. 815-919. (статья)
  69. Ваджраяна и «Хеваджра-тантра» (Перевод первой главы с комментариями). // MONUMENTUM GREGORIANUM. Сборник научных статей памяти академика Григория Максимовича Бонгард-Левина. – М.: Издательская группа «Граница», 2013. С. 85 – 121.
  70. Три новые публикации к 110-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха (1902 – 1960) // Вестник древней истории, 2014, № 2, с. 179 – 185.
  71. Два юбилейных мероприятия, посвящённых памяти Юрия Николаевича Рериха (1902 – 1960) – Москва, 10 октября и 26-28 ноября 2012 г. // Вестник древней истории, 2014, № 2, с. 197 – 200.

Андросов Валерий Павлович
в базе данных РИНЦ

Статей в РИНЦ: 25

Цитирований в РИНЦ: 352

Индекс Хирша: 7