Сотрудники Института Востоковедения РАН

Кузьмин
Сергей Львович

доктор исторических наук, кандидат биологических наук

Отдел Кореи и Монголии

ведущий научный сотрудник
 

Новые статьи

Механизмы ликвидация монархий в странах Внутренней Азии в первой половине ХХ в.
Анализируются механизмы трансформаций монархических систем Хивы, Бухары, Монголии и Тибета в социалистические в первой половине ХХ в. При всех различиях этих государств, в их общественных системах и исторических траекториях в рассматриваемый период есть признаки сходства. Все они были абсолютными монархиями, легитимировавшими власть своих монархов религией (буддизмом или исламом); были зависимы от России, империи Цин или Китая; общество было традиционным. РСФСР/СССР и КНР руководствовались одной и той же идеологией – марксистско-ленинской, ставили одну и ту же цель – построение социализма, а затем коммунизма. Поскольку в Хиве, Бухаре, Внешней Монголии, Тибете не было внутренних сил, которые могли осуществить революцию, ей следовало «помочь» – фактически, экспортировать ее. Концепция помощи революционного государства в продвижении революции за рубежом, которую взяли на вооружение коммунисты, восходит к временам революционной Франции. В Хиве, Бухаре, Монголии, Тибете из представителей коренных этносов образовались очень небольшие группы, которым из-за границы прививали революционные взгляды, чуждые их религиям и традициям. Ввод из-за рубежа революционных войск «обосновывался» тем, что местные трудящиеся страдают от гнета местных эксплуататоров и иностранных империалистов, но сами не могут его сбросить; отсталые страны нуждаются в модернизации, в них надо поддерживать революционные группы, поскольку они отражают стремления народа. Кроме того, в отношении Тибета руководство КНР использовало синоцентристский исторический миф о том, что империя Цин – это тот же Китай, а Тибет – его неотъемлемая часть. «Помощь» коммунистов в «освобождении трудящихся» изначально закладывала перспективу борьбы с религией вплоть до ее ликвидации. Власть феодалов ликвидировалась первой, затем одним из главных объектов борьбы становилась церковь. Это было связано с необходимостью легитимации новой власти, чему препятствовала традиционная религиозная легитимация, так как коммунизм доктринально противостоит религии. Этим обусловлена тенденция в дальнейшем развитии рассматриваемых стран: неуклонный демонтаж церковных структур и замена религиозного мировоззрения на материалистическое. Внутренних факторов для революций в Хиве, Бухаре, Монголии и Тибете не было.
Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее
Шаумян Татьяна Львовна, Кузьмин Сергей Львович, Бадмаев Валерий Николаевич, Уланов Мерген Санджиевич

Письма барона Р.Ф. фон Унгерн-Штернберга к П.П. Малиновскому
Кузьмин Сергей Львович, Унгерн-Штернберг Юрген фон
В статье проанализированы письма барона Р.Ф. фон Унгерн-Штернберга – знаменитого деятеля Белого движения и национально-освободительной борьбы монголов в начале ХХ в. к белогвардейскому офицеру П.П. Малиновскому. В них содержатся интересные сведения, которые бросают свет на панмонгольские планы в 1918 г. – еще до того, как в 1919 г. в Забайкалье началось панмонгольское движение, поддержанное атаманом Г.М. Семеновым. Из этих писем следуют планы объединения монгольского населения Внутренней и Внешней Монголии, их интеграции с бурят-монголами, а также с казахами, маньчжурами и тибетцами. Эти письма проливают свет на планы закрепления власти семеновцев в Забайкалье. Приводятся все известные сведения о биографии П.П. Малиновского и копии недавно найденных оригиналов двух из этих писем. Публикуется также короткая телеграмма Р.Ф. Унгерна П.П. Малиновскому.
Рецензия на: Willard Sunderland. The Baron’s Cloak: A History of the Russian Empire in War and Revolution. Ithaca and London: Cornell University Press, 2014, 344 рp.

Рецензия на: Kaplonski Ch. The Lama Question: Violence, Sovereignty, and Exception in Early Socialist Mongolia. Honolulu: University of Hawaii Press, 2014, 257 p., ill.

Хубсугульское восстание 1932 г. в Монголии
Кузьмин Сергей Львович, Оюунчимэг Жугдэрнамжилын
Дается краткая реконструкция вооруженного восстания 1932 г. – самого масштабного в Государстве Монголии в ХХ в. Его причиной были не деятельность Панчен-ламы IX и Японии, а “левый курс”, проводившийся, а затем отмененный руководством МНРП по указаниям политбюро ЦК ВКП(б) и Коминтерна. Это восстание можно считать гражданской войной.
Рецензия на: Монголчууд. XVII–XX зууны эхэн үe зурагт түүх. Ред. С. Чулуун. Улаанбаатар: Монсудар. 2014. 304 с.

Рецензия на: О. Одбаяр. Зүүн Хязгарын Монголчуудын Егүзэр Хутагт Ж. Галсандаш. Улаанбаатар: Бэмби-сан ХХК, 2012. 118 с.
Кузьмин Сергей Львович, Оюунчимэг Жугдэрнамжилын

Книги автора в каталоге ИВ РАН

Труды Института востоковедения РАН. Вып. 1: Тибетология и буддология на стыке науки и религии
Труды Института востоковедения РАН. Вып. 1: Тибетология и буддология на стыке науки и религии
Россия, Великобритания и Тибет в «Большой игре»
Россия, Великобритания и Тибет в «Большой игре»
Теократическая государственность и буддийская церковь Монголии в начале ХХ века
Теократическая государственность и буддийская церковь Монголии в начале ХХ века
Исторические и духовные связи Тибета с Россией, Индией и Монголией
Исторические и духовные связи Тибета с Россией, Индией и Монголией
Восстание 1932 г. против социализма в Монголии (Социализмын Эсрэг 1932 Оны Монгол Дахь Бослого)
Восстание 1932 г. против социализма в Монголии (Социализмын Эсрэг 1932 Оны Монгол Дахь Бослого)
Вооруженное восстание в Монголии в 1932 г.
Вооруженное восстание в Монголии в 1932 г.
Барон Унгерны түүх : үнэнийг дахин сэргээсэн туршилт
Барон Унгерны түүх : үнэнийг дахин сэргээсэн туршилт

Новое видео