Статьи сотрудников ИВ РАН
Прикаспийскому сотрудничеству придали ускорение
Притчин Станислав АлександровичИсточник: «Вестник Кавказа»
В Туркмении, в туристической зоне «Аваза», прошел первый Каспийский экономический форум под названием «Каспийское море: выгоды развития международного экономического сотрудничества», в котором приняли участие главы правительств пяти прибрежных стран, а также (в качестве почетного гостя) премьер Узбекистана Абдулла Арипов. На форуме Россия и Иран поставили крест на Транскаспийском проекте.
Год назад главы стран каспийской пятерки подписали в казахстанском городе Актау Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Конвенция, как посчитали в странах региона, дает возможность беспрепятственного развития энергетических проектов на Каспии, согласие нужно получить у страны, через территориальные воды которой пройдет трубопровод. Речь в частности, идет о строительстве Транскаспийского трубопровода из Туркменистана в Азербайджан. Более того, в переговорном процессе активизировался Евросоюз.
Однако Россия и Иран выступили против строительства трубы по дну Каспия. Премьер-министр РФ Дмитрий Медеведв, выступая на форуме, заявил, что по всем крупным проектам на Каспии следует провести экологическую экспертизу. «Я абсолютно убежден: все крупные проекты на Каспийском море должны проходить тщательную и беспристрастную экологическую экспертизу с участием специалистов из всех прикаспийских стран», – подчеркнул премьер. Его поддержал иранский представитель National Gas Company Бехруз Намдари: «Строительство газопровода с востока на запад Каспийского моря может нанести сильный ущерб экологии региона... Иран выступает против его строительства». Он напомнил, что Иран предлагает соседям пользоваться его инфраструктурой – газопроводами и терминалами – для поставки газа на мировые рынки…
… Впрочем, эксперты удивлены заявлением туркменского президента, поскольку Каспий и так уже является транспортным хабом. Старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института Востоковедения РАН Станислав Притчин напомнил, что регион задействован в ряде транспортных проектов – китайский «Один пояс – один путь», дорога Баку-Тбилиси-Карс и многих других. «В трех направлениях уже есть активное движение: на восток, запад и север. Сейчас вопрос с Тегераном – когда Иран достроит свою железную дорогу Казвин-Решт и Казвин-Астара, чтобы полноценно закольцевать еще и южное направление до Индийского океана», – сказал «Вестнику Кавказа» Притчин.
Как уже было сказано, в качестве почетного гостя на форуме присутствовал премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов. Интерес у Ташкента практический. Внешняя политика Узбекистана направлена на развитие отношений соседями по региону, в том числе и с прикаспийскими странами. Для Узбекистана, не имеющего выхода к морю, важно развивать транспортные маршруты для экспорта своей продукции. Сегодня Узбекистан поставляет грузы в Европу грузы порты Казахстана, России и Прибалтики. Открытие автомобильного и железнодорожного моста «Туркменабат – Фараб» через Амударью и современного порта «Туркменбаши» даст возможность увеличить грузоперевозки. На переговорах Арипова с Бердымухамедовым как раз и рассматривались вопросы сотрудничества в сфере транспорта и коммуникаций.
Источник: «Вестник Кавказа»
Календарь ИВ РАН
Сентябрь 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |