ИВ РАН

Анонсы ИВ РАН

13 марта 2023 года

ПНЮА в гостях у ОИВ. Опыт организации академического дискурса: взаимозаинтересованность и взаимодействие.

ПНЮА в гостях у ОИВ. Опыт организации академического дискурса: взаимозаинтересованность и взаимодействие. ПНЮА в гостях у ОИВ. Опыт организации академического дискурса: взаимозаинтересованность и взаимодействие.

 
Междисциплинарная проект-группа "Под небом Южной Азии" в гостях в Отделе истории Востока проводит презентацию своего проекта "Опыт организации академического дискурса: взаимозаинтересованность и взаимодействие" 13 марта в 13.00 (комната 141).

Опыт организации академического дискурса: взаимозаинтересованность и взаимодействие (www.ivran.ru/pnua)


И.П. Глушкова

Мотивации и фрустрации: построение community of interest

Междисциплинарная проект-группа «Под небом Южной Азии» была создана в 2011 году для изучения с применением сопоставимых параметров семерки стран (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка и Мальдивы) объединенными усилиями малочисленных исследователей этого макрорегиона. В статье «Под Небом Южной Азии»: десять лет «поворотов» в поисках «эмоционального сообщества», посвященной 10-летию проекта («Востоковедение: история и методология», №2, 2021 – https://ivran.ru/f/Vostokovedenie_2_2021.pdf), я называю импульсом к возникновению проекта клубок «исследовательско-коммуникативных» эмоций. В этом «клубке» скрутились «скука», «разочарование», «смущение», «отчаяние», «недоумение», «зависть», «гнев» и прочие не самые приятные эмоции. Триггером этих ощущений с лидирующей «скукой» стал углубляющийся разрыв между отечественной индианистикой и мейнстримом мировых South Asian Studies. Мой опыт тесного общения с коллегами свидетельствовал: «они» и «мы» говорим на терминологически разных языках, «мы» не участвуем в дискуссиях о новых методологиях и не применяем их, «они» и «мы» фокусируем внимание на совершенно разных предметах и процессах; «они» и «мы» придаем значение совершенно разным историко-социальным вехам и «мы» в значительной степени остаемся в плену ориенталистских форм и стереотипов, игнорируя современное деление привычных сфер на множество новых дисциплин с собственными предметами исследований и методологиями.

Сотрудничество участников ПНЮА (семинары, воркшопы, конференции и итоговые – мультимедийные – публикации [270 п.л.]) проходит в рамках общей темы («Портрет и скульптура», «Движение и пространство», «Территория и принадлежность», «Хула и хвала», «Стыд и гордость» и пр.) и сообразного каждой теме научного «поворота» (визуального, мобильного, пространственного, коммуникативного, эмоционального и пр.) как методологической основы ее разработки. Приверженность девизу «Не вообще, а в частности», выносимого на авантитул каждого тома, среди прочих коннотаций, диктует отход от очевидности установочных суждений к «интересному» как особой категории, своего рода академического «драйва» – об этом в ст. С.Е. Сидоровой «Проект „Под небом Южной Азии” на пороге новой декады: через интерес навстречу неизвестному» (https://www.orientalistica.su/jour/article/view/563/667).

Включенность в международный дискурс, необходимая для всех гуманитарных и социальных наук, буксует именно в востоковедении не только в силу его архаичности и традиционного синкретизма (по крайней мере, так обстоит дело в моей области). Формально ни один из упомянутых «поворотов» не стал продуктом собственно востоковедческой мысли (хотя некоторые катализаторы приходили как раз с Востока), но именно они коренным образом меняют подход к исследуемому материалу. Наряду с общей темой, «повороты» предназначены быть «склейкой» для обеспечения междисциплинарности проекта, в том числе за счет слома привычных парадигм, формирования общего для разных дисциплин инструментария и – в (не часто реализуемом) идеале – для выхода далеко за пределы пространства «под небом Южной Азии» в целях создания «сообщества с совпадающими интересами».

И под конец, увы, о фрустрациях…


С.Е. Сидорова.

ПНЮА-6. «Поддержание и починка»: методология интерпретации и обнаружения субъектности.

Текущий проект группы «ПНЮА» посвящен теме «Слуга и хозяин», в фокусе которой находятся домашние слуги, домохозяйство и широкий диапазон отношений и взаимозависимостей в процессе труда, осуществляемого в пространстве частной жизни. Слуги сравнительно недавно оказались в поле зрения гуманитарных и социальных наук. Долгое время воспринимаемые как непроизводительная часть общества, несклонная или неспособная к активному социальному действию, они не находили себе места в исследованиях о труде (Labor Studies). В качестве угнетаемой, находящейся в подчиненном положении, лишенной субъектности группы слуги появились в фокусе постколониальной теории и связанных с ней гендерных и субалтернских штудий, представители которых выводят слуг из маргинализированного состояния путем индивидуализации, наделения именами, судьбами, голосами, вспахивая попутно ниву микроистории.

Проект ПНЮА предлагает другой подход к проблематике слуг – с опорой на теоретические параметры сравнительно новой отрасли знаний – исследований о «поддержании [работающего] и починке [сломанного]» (Maintenance and Repair Studies). Этот подход переносит внимание с изучения переходных событий или технологических прорывов на анализ рутинных процессов обслуживания механизмов, технологий, институтов в рабочем, функциональном состоянии и утверждает, что материальный порядок в самом общем понимании требует постоянного надзора и попечения в виде повторяемости действий, обеспечивающих функционирование физических тел и вещей или их восстановление (лечение, уход, ремонт, починка). Представляется, что такие настройки аналитической оптики могут стать продуктивными для изучения труда домашних работников. В таком преломлении слуги, чья работа характеризуется монотонным воспроизводством действий, подчиненных суточному/недельному/месячному/годовому социально-биологическому жизненному циклу хозяев и связанных с ними домохозяйств и вещей, оказываются важными и даже ключевыми фигурами в процессах поддержания жизнедеятельности, порядка и стабильности на вверенных им участках. В дальней перспективе это ведет к переосмыслению и пониманию функциональной важности этой страты общества, отвечающей за процессы упорядочивания и рутинизации жизни, необходимых для поддержания стабильности различных социальных систем.


Курсы восточных языков ИВ РАН

Календарь ИВ РАН

Февраль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 1 2 3