Анонсы ИВ РАН
23 октября 2024 года
«Космос и микрокосм в культуре докерамического неолита Передней Азии» — доклады С. А. Зинченко и Т. В. Корниенко
Доклады доцента ВШЭ, канд. искусствоведения С. А. Зинченко и доцента ВГПУ, канд. ист. наук Т. В. Корниенко состоятся на совместном заседании Гореликовского семинара Отдела искусства и материальной культуры Института востоковедения РАН и научного круглого стола Проблемы археологии и истории Ближнего Востока гуманитарного факультета Воронежского государственного педагогического университета.
Территория Плодородного полумесяца в период докерамического неолита, в 10-м–8-м тыс. до н. э., стала пространством, с которым связаны важнейшие инновации того времени. Именно здесь начинают складываться ранние архитектурные традиции, включая возведение общественных монументальных сооружений, рождается особая система оформления построек элементами изобразительного искусства. Символическое оформление архитектуры этого периода перекликается с устойчивыми мотивами и сюжетами, отображенными в других видах материальных источников (каменные сосуды, песты, плакетки, «утюжки», фигурки, т. н. «натуральные макеты», погребения, клады и др.). Комплексный анализ этих источников с учетом локального и широкого контекста дает возможность выявить главные темы в картине мира носителей этой культуры, основные постулаты идеологии, сохранение, трансляция и передача которых осуществлялась через символы и ритуалы. Данной проблематике будет посвящен доклад Т. В. Корниенко.
Макрокосм, представленный памятниками архитектуры, дополняется микрокосмом, проиллюстрированным изобразительными источниками меньшего масштаба. Эти произведения не только связаны с символикой архитектурных памятников, но и кратко тезисно повторяют ее программу, напоминая о принципе сакральной тавтологии.
Одно из важных слагаемых пространства дома либо общественной постройки культового назначения — наполнение их как экземплярами «натуральных макетов», так и скульптурой. На сегодняшний день мы знаем разные варианты приоритетных образов, среди которых особо выделяется мотив «человек-животное». Исследовательский интерес в области изучения «персонажей», представленных в скульптуре, будет проиллюстрирован сообщением С. А. Зинченко о так называемых «миксоморфных» персонажах.