Анонсы ИВ РАН
27 января 2025 года
Воркшоп Междисциплинарной проект-группы «Под небом Южной Азии» (ПНЮА): «Гендерный разворот: профессиональные функции и социальные роли»
В продолжение и в предвкушении завершения работы над многотрудной темой «Слуга и хозяин» («Под небом Южной Азии. Слуга и хозяин: производство и поддержание порядка в практиках личного обслуживания») мы намереваемся затронуть вопрос о «гендере», понимая его в наипростейшем варианте как социальную модель поведения, ожидаемую или навязываемую в различных общественных кластерах в определенные культурно-исторические периоды.
Хотя «гендерные исследования» оформились в самостоятельное направление во второй половине XX в., «гендер» как специфическая оптика и полезный концепт исторической реконструкции сформировал особые сферы ретроспективного анализа, среди прочего – «гендерную медиевистику» (Gender and Medieval Studies) и «гендерную колонизацию» (Gendered Colonization).
Подобные векторы диверсификации предлагают сосредоточиться не только на гендерных стереотипах и статусах и их иерархии, но и на динамике их производства, т.е. изобретении и внедрении или упрочении и расшатывании норм и структур. Это наглядно видно, например, в условиях колониального режима по мере его стабилизации и при соположении до- и постколониальной репрезентаций одного и того же сюжета его средневековым автором и сегодняшними лидерами женской эмансипации.
К обсуждению на воркшопе выносится тема гендера
- в ее колониальном формате с характерным для него резким гендерным дисбалансом, а именно существенным преобладанием мужской доли среди представителей как иноземного господского класса, так и местного обслуживающего персонала, и суженным до минимума женским присутствием и пространством в домохозяйствах, что создавало специфический вариант разделения трудовых обязанностей среди слуг и особый психоэмоциональный фон в отношениях между ними и хозяевами (С.Е. Сидорова. «Слуги и служанки в колониальном доме: господское тело и границы дозволенного»)
- в ее конструировании поэтессой-служанкой Дзани (XIII–XIV вв.), наделявшей в своих песнопениях бога-мужчину феминными признаками, что существенно расширило диапазон воображаемого божьего участия в профанных заботах – от совместного помола зерна до гигиенических процедур; и в современной интерпретации мистицизма Дзани как протофеминизма вместе с превращением служанки в рупор борьбы за женское равноправие (И.П. Глушкова. «Средневековый мистицизм в тенётах феминизма: производство смыслов и артефактов»)
Воркшоп начнет работу в 12.00, комн. 139 (27.01.2025)
Приглашаем желающих присоединиться к разговору о гендерной специфике обслуживания европейских господ и индийских богов