ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

Прикаспийскому сотрудничеству придали ускорение

13 августа 2019 года

В Туркмении, в туристической зоне «Аваза», прошел первый Каспийский экономический форум под названием «Каспийское море: выгоды развития международного экономического сотрудничества», в котором приняли участие главы правительств пяти прибрежных стран, а также (в качестве почетного гостя) премьер Узбекистана Абдулла Арипов. На форуме Россия и Иран поставили крест на Транскаспийском проекте.

Год назад главы стран каспийской пятерки подписали в казахстанском городе Актау Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Конвенция, как посчитали в странах региона, дает возможность беспрепятственного развития энергетических проектов на Каспии, согласие нужно получить у страны, через территориальные воды которой пройдет трубопровод. Речь в частности, идет о строительстве Транскаспийского трубопровода из Туркменистана в Азербайджан. Более того, в переговорном процессе активизировался Евросоюз.

Однако Россия и Иран выступили против строительства трубы по дну Каспия. Премьер-министр РФ Дмитрий Медеведв, выступая на форуме, заявил, что по всем крупным проектам на Каспии следует провести экологическую экспертизу. «Я абсолютно убежден: все крупные проекты на Каспийском море должны проходить тщательную и беспристрастную экологическую экспертизу с участием специалистов из всех прикаспийских стран», – подчеркнул премьер. Его поддержал иранский представитель National Gas Company Бехруз Намдари: «Строительство газопровода с востока на запад Каспийского моря может нанести сильный ущерб экологии региона... Иран выступает против его строительства». Он напомнил, что Иран предлагает соседям пользоваться его инфраструктурой – газопроводами и терминалами – для поставки газа на мировые рынки…

… Впрочем, эксперты удивлены заявлением туркменского президента, поскольку Каспий и так уже является транспортным хабом. Старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института Востоковедения РАН Станислав Притчин напомнил, что регион задействован в ряде транспортных проектов – китайский «Один пояс – один путь», дорога Баку-Тбилиси-Карс и многих других. «В трех направлениях уже есть активное движение: на восток, запад и север. Сейчас вопрос с Тегераном – когда Иран достроит свою железную дорогу Казвин-Решт и Казвин-Астара, чтобы полноценно закольцевать еще и южное направление до Индийского океана», – сказал «Вестнику Кавказа» Притчин.

Как уже было сказано, в качестве почетного гостя на форуме присутствовал премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов. Интерес у Ташкента практический. Внешняя политика Узбекистана направлена на развитие отношений соседями по региону, в том числе и с прикаспийскими странами. Для Узбекистана, не имеющего выхода к морю, важно развивать транспортные маршруты для экспорта своей продукции. Сегодня Узбекистан поставляет грузы в Европу грузы порты Казахстана, России и Прибалтики. Открытие автомобильного и железнодорожного моста «Туркменабат – Фараб» через Амударью и современного порта «Туркменбаши» даст возможность увеличить грузоперевозки. На переговорах Арипова с Бердымухамедовым как раз и рассматривались вопросы сотрудничества в сфере транспорта и коммуникаций.

Притчин Станислав Александрович

Читать полностью первоисточник: «Вестник Кавказа»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4