ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть

10 июля 2020 года

Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века. Чем обоснован этот шаг президента Реджепа Тайипа Эрдогана и как новый статус памятника скажется на его доступности для посетителей со всего мира, «Правмиру» рассказали византолог Алексей Лидов и востоковед Александр Васильев.

Собор Святой Софии — бывший патриарший православный храм, построенный в VI веке нашей эры. До завоевания Константинополя собор был центром православного христианства. После покорения города османами в 1453 году собор был превращен в мечеть. В 1935 году решением основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка храм преобразовали в музей. С 1985 года собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но в начале июня 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поручил изучить возможность превращения собора Святой Софии в мечеть. Предложение поддержали министр юстиции Абдулхамит Гюль и министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. Против уже высказались представители Константинопольской и Греческой Православных Церквей и высокопоставленные дипломаты разных стран.

Суд признал законным указ первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка от 1934 года, которым собору придали статус музея. Решать вопрос об изменении либо сохранении этого статуса имеет право глава государства — Реджеп Тайип Эрдоган.

Вопрос о будущем собора также рассмотрел Госсовет Турции. Слушания по этому поводу заняли всего 17 минут. Официальное решение обнародуют в течение 15 дней.

Турецкие СМИ считают, что первая мусульманская служба в Софии может состояться уже 15 июля.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что «угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит — и нашей духовности и истории».

«Построенный в VI веке в честь Христа Спасителя, этот храм много значит для всего Православия. И Русской Церкви он особенно дорог. Послы великого князя Владимира, переступив порог этого храма, пленились его небесной красотой. Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь, которая вслед за ним шагнула в новое для себя духовное и историческое измерение — в христианскую цивилизацию», — заявил Патриарх Кирилл…

…«Власти Турции отвлекают внимание от экономики»

Александр Васильев, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, директор Международного российско-турецкого центра РГГУ:

— Разговоры о том, чтобы превратить Святую Софию в мечеть, велись достаточно давно, и это одно из обещаний президента Эрдогана, которое он озвучивал еще несколько лет назад. Сегодня для него крайне важно выполнить это обещание.

Во время военного переворота в 2016 году мы увидели, что он делает ставку именно на мусульманскую часть населения. И именно тогда призыв к массам населения, преимущественно исламизированным и молодым, сыграл свою роль в провале переворота и победе Эрдогана. Сейчас ситуация в стране не очень простая — экономика терпит серьезные убытки, из-за коронавируса срывается туристический сезон. Поэтому президенту крайне важно выполнить ранее данные обещания.

Его предложение вновь обратить Святую Софию в мечеть — ход, который призван отвлечь внимание от экономических проблем, поднять свой рейтинг и вернуть пошатнувшийся престиж правящей партии.

Это важно еще и потому, что, как показывает новейшая история, избиратель, турецкий гражданин голосовал в основном за экономические успехи. Именно благодаря экономической программе правящая партия получала народную поддержку. Сейчас мы видим, что те антикризисные меры, которые приняты в связи с пандемией, мировым экономическим кризисом, — недостаточны, они критикуются частью турецких бизнесменов как недостаточные.

Да, мы видим, что Турция все больше и больше исламизируется. И само решение о Святой Софии — очередной маркер того, что страна из светской витрины успешной модернизации все больше и больше превращается в традиционное мусульманское государство. Это, прежде всего, пугает партнеров Турции по НАТО, страны Запада.

Турция постепенно теряет свой европейский лоск, все больше превращается в плохо контролируемую со стороны, преимущественно исламизированную страну. Все больше отходит от тех западных стандартов, которые когда-то турки очень активно пытались внедрять, надеясь на прием в Евросоюз.

В итоге получается, что политика, религия, наука, искусство сильно переплетаются и во многом зависят именно от политических отношений между странами, в том числе турецко-российских отношений. Если раньше мы видели, что экономика и отчасти культура оказывались важным связующим звеном, которое препятствовало полному разрыву отношений, сейчас мы видим, что они во многом стали заложниками политической ситуации.

Так что если говорить о научных, археологических работах, исследованиях древних памятников на территории Турции, то они сегодня серьезно затруднены, особенно для англичан, французов, немцев в силу того политического негатива, который есть в отношениях с Западом. Если же наши ученые захотят проводить какие-то исследования, то, скорее всего, турецкая сторона потребует аналогичного шага от нас в мусульманских районах России.

Когда-то Ататюрк принял важное решение, превратив Святую Софию в музей. Но я хотел бы сказать, что и до этого Святая София использовалась не столько как мечеть, сколько как хранилище для документов бывшей столицы Османской империи.

Наследие Ататюрка до 2016 года, до переворота, достаточно активно переоценивалось, появлялись недоступные ранее мемуары его соратников, где они во многом критиковали его методы и действия. Правящая партия взяла достаточно откровенный курс на некоторое развенчание культа личности Мустафы Кемаля. Но неудавшийся военный переворот изменил ситуацию, стало понятно, что Ататюрк, при всех его недостатках, выполнил важную задачу — сохранил Турцию, создал турецкое национальное государство и, по сути, победил в антиимпериалистической борьбе. И сейчас его наследие уже не подвергается такой рьяной переоценке, как, например, в середине 2000-х.

Если же говорить о Святой Софии как памятнике мирового значения, то она ничего не потеряет, став действующей мечетью.

Я часто бываю в Турции, в разных городах, и мне вспоминается пример храма Святой Софии в Трапезунде. Там тоже сохранились фрески, и тоже некоторое время церковь была музеем. Велись ожесточенные споры, следует ли ее превратить в мечеть, после которых она все-таки получила этот статус.

Но там было найдено очень интересное организационно-техническое решение. В центре храма щитами было огорожено пространство для тех, кто хочет совершить намаз, а между этими щитами и стенами церкви была оставлена своеобразная галерея, по которой даже в часы намаза туристы могли зайти в церковь и насладиться образцами византийского искусства. То есть и доходы удалось сохранить, и требования мусульман выполнить.

Думаю, нечто подобное можно сделать и в Святой Софии в Стамбуле. Тем более что это важный объект туристической инфраструктуры, который генерирует большой объем прибыли. И превращать его полностью в мечеть, отказываясь от посещения туристами, в нынешней экономической ситуации просто нецелесообразно.

На мой взгляд, будет разработана какая-то схема, тем более что не мусульманину в Турции заходить в мечети не возбраняется, за исключением времени намаза. Как правило, на большинстве мечетей висят электронные табло, где указывается время намаза.

Так что не думаю, что перед нами — глобальная вселенская проблема.

Васильев Александр Дмитриевич

Читать полностью первоисточник: «Правмир»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>