Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации
Ливанский кризис пытаются разрешить по рецептам Запада (статья к.и.н. А.В.Сарабьева)
1 сентября 2020 года
В решении проблем многострадального Ливана наблюдается отчетливое смещение в сторону доминирования внешних факторов. Так обычно и бывает в Ливане на перепутье – накануне распределения государственных постов политические силы апеллируют к внешним покровителям. А сейчас именно такой период: после назначения в понедельник нового главы кабинета последует, без сомнения, долгий (возможно, и многомесячный, как уже было в прежний срок премьерства Саада Харири) период битвы представителей разных политических сил за министерские портфели.
Президентство Мишеля Ауна никто не ставит под сомнение, несмотря на ожесточенную критику в адрес главы основанного им Свободного патриотического движения (СПД). Но настоящему международному давлению подвергается движение «Хезболла», которое остается (наряду с другой шиитской партией «Амаль») главным союзником СПД. Тут-то и разыгрывается международная драма, которая началась в летние месяцы, еще задолго до трагического взрыва в бейрутском грузовом порту 4 августа.
Основные составляющие этого массированного давления на «Хезболлу» из-за рубежа таковы. Во-первых, денежная помощь Ливану, пострадавшему от катастрофы, сразу стала обусловливаться некими реформами, которые власти якобы обязаны инициировать. Об этом заявлял, в частности, французский президент Эмманюэль Макрон, прибывший вскоре в Бейрут. Речь о реформах при этом шла вовсе не в связи с требованиями ливанцев, которые те выдвигали во время массовых протестных акций начиная с 17 октября прошлого года. Под реформами понималось ограничение влияния в Ливане «Хезболлы» (кстати, американцами, канадцами, британцами, австралийцами, а также в странах Залива террористической признается не только ее боевое крыло, но и политическая партия). Уместно упомянуть, что помощь пострадавшему Бейруту из России ни в коем случае не предполагала никаких ответных мер, особенно в стиле политического торга. При этом российский МИД продолжает принимать политиков из разных ливанских политических лагерей с целью помочь в выработке компромиссов между ними, так необходимых ливанцам в условиях тяжелой экономической ситуации в стране.
Во-вторых, итоги заседания Спецтрибунала ООН по Ливану (СТЛ), перенесенного с начала августа на 18-е число, должны были стать подспорьем в этом давлении, когда бы оглашение приговора из Гааги поставило точку в утверждении причастности четырех обвиняемых членов этой организации к громкому политическому убийству 15-летней давности. Но вмешался «случай, бог изобретатель», и решение европейских судей, когда виновным непосредственно признан только один из заочно обвиняемых, многих разочаровало. Хотя в протоколе заседания СТЛ прозвучало все же, что и «Хезболла», и Сирия «могли иметь мотивы преступления», совершенного 14 февраля 2005 года.
В-третьих, так совпало, что август был ознаменован разбором вопроса, который заключался, как выразилась американская представитель в Совбезе ООН, в «переоценке миссии ВСООНЛ (Временных сил ООН в Ливане)» в районах ливано-израильского разграничения. Международное финансирование этого контингента голубых касок, по мнению тех, кто собирается начинать выполнение резолюции СБ ООН 1559 с отрядов «Хезболлы», не приносит результатов.
«Войска ООН? Да они мухи не обидят», – выразился когда-то, как рассказывают, наш прославленный министр Андрей Громыко. Вероятно, понимание этого пришло и к Соединенным Штатам, которые настаивали на крутом расширении полномочий ВСООНЛ (например, на необязательности согласования действий с ливанскими ВС). В результате закрытого обсуждения в СБ 28 августа было принято решение о незначительном сокращении контингента (с 15 до 13 тыс.).
Надо сказать, Франция действует в ливанском вопросе в стиле исторического патрона над территорией этой страны. Только теперь французский лидер, похоже, напрямую координирует свои действия с Вашингтоном. Специально анонсированный визит Макрона в Бейрут, который начнется 1 сентября, явно поддержан ближневосточным турне (в Кувейт, Катар, Ливан, 28 августа – 4 сентября) помощника американского госсекретаря по Ближнему Востоку Дэвида Шенкера.
Повестка встреч ожидается большая, но сводиться все будет к двум главным пунктам. Во-первых, проведение реформ, направленных в том числе на государственный контроль над силами «Хезболлы» и уменьшение ее влияния в ливанской политике и обществе. Во-вторых, подготовка к досрочным парламентским выборам в течение года, направленным, по сути, на ту же цель.
В свою очередь, «Хезболла», которая широко представлена в коалиции правящего большинства (фракции «Сильный Ливан» – «Верность Сопротивлению» – «Развитие и освобождение»), крайне не заинтересована в таких переменах. Ее лидер обращает все свое красноречие против Запада и Израиля, то заявляя, что для ливанцев непростителен «нейтралитет в битве добра со злом», то заявляя, что американцы предпринимают попытки купить его лояльность.
Сентябрьские визиты зарубежных лидеров и их представителей в Бейрут, вероятнее всего, будут иметь продолжение в решениях МВФ о предоставлении Ливану кредита (порядка 30 млрд долл.), обусловленных степенью сговорчивости политиков. И все это вкупе будет влиять на путь разрешения внутриполитического кризиса. Едва ли, впрочем, роспуск парламента в придачу к ушедшему в отставку правительству – хорошая идея. Разрешение кризиса по модели гордиева узла Ливану уж точно не подходит.
Сарабьев Алексей ВикторовичЧитать полностью первоисточник: «Независимая»
Все новости ИВ РАН в СМИ >>