ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

Григорий Лукьянов: Никакой ключевой роли на Южном Кавказе Франция играть не будет - интервью из РФ

19 сентября 2023 года

После серии переворотов в странах Африки, которые случились в Центральноафриканской республике, Буркина-Фасо, Мали, Нигере, Габоне (были противоречивые сообщения, о том, что и в Конго), некоторые африканские государства подписали хартию о создании организации коллективной обороны в Сахеле (регион к югу от пустыни Сахара). Речь идет о таких странах, как Буркина-Фасо, Мали и Нигер, где сильны антифранцузские настроения.

Нигер уже аннулировал все соглашения в области безопасности и военного сотрудничества с Парижем и потребовал вывода французских войск. А президент Эммануэль Макрон заявил, что французский посол и другие дипломаты «взяты в заложники» в Нигере.

О том, что происходит в Африке и о французской политике Oxu.Az рассказал научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения Российской академии наук, старший преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Григорий Лукьянов:

- В Африке не происходит ничего принципиально нового. На территории западной и северо-западной части континента эти процессы длятся на протяжении многих лет. А недавний разгул стихии (наводнение в Ливии, землетрясение в Марокко - ред.) является традиционным вызовом для региона. Это накладывается на слабость политических институтов, множество конфликтов на различных уровнях. Такая неблагоприятная социально-экономическая и экологическая среда создает условия для традиционной нестабильности, радикализации, роста активности негосударственных факторов, в том числе и деструктивных сил, связанных с международным терроризмом и криминальными сообществами.

- Есть много дискуссий о политике неоколониализма, которую проводят западные страны в Африке, в числе которых выделяется Франция...

- Здесь тоже ничего принципиально нового не происходит. Многие африканские государства с середины XX века говорят о несправедливости, внешнем вмешательстве, эксплуатировании ресурсов африканских государств все теми же внешними игроками, в первую очередь бывшими метрополиями. За последние несколько лет был ряд успешных вмешательств военных в таких государствах, как Египет, Алжир, не очень успешного, но заметного участия военных в Судане и Ливии. Была успешная передача власти от военных к гражданскому правительству в Мавритании.

Все это создало угрозу военных переворотов для стран западной Африки. Впрочем, в таких странах, как Мали, Чад и Нигер военные перевороты происходили и ранее.

Но силовикам, не имеющим политических партий, всегда необходимо обеспечить социальную базу, а антиколониальная риторика в этом плане весьма надежна и убедительна. То, что мы наблюдаем в последнее время в Буркина-Фасо, Мали, Нигере - это часть традиционного формата участия военных в политике региона. Речь больше идет о перераспределении собственности и доходов, а вопрос внешнеполитической ориентации уже вторичен.

Что касается процесса сокращения военного присутствия Франции в регионе, то он начался не в этом году и даже не в прошлом. Он связан с широкоформатным кризисом между Францией и ее бывшими колониями в Африке. Речь идет о системе «Франсафрика» (Françafrique), созданной французами в 60-70-е годы прошлого века, которая включала в себя инструменты политического, экономического контроля и военного присутствия. Африканским странам формально предоставлялся суверенитет, но Франция при этом сохраняла доступ к ресурсам - редкоземельным металлам, урану, нефти и т.д., которыми богаты эти территории.

После многих десятилетий успешной работы система Françafrique стала давать сбои. Это связано не только с процессами внутри африканских государств, но и с активной конкурентной борьбой Франции с другими странами мира, которые заинтересованы в африканских рынках. Речь идет о Китае, Индии, США, Великобритании, России и в определенной степени об Испании, Японии, Республики Корея и т.д. Безусловно, позиции Парижа ослабли. Но стоит принять во внимание то, что Франция, имеющая претензии к статусу глобального игрока, остро нуждается в сохранении текущего формата отношений с северо-западной Африкой, поскольку ей очень нужны ресурсы, при этом за очень низкую, далекую от рыночной цену.

Французское присутствие в Африке не зависит от воли рядовых граждан Франции, среди которых, кстати, все больше выходцев из бывших африканских колоний, и даже от президента Макрона. За сохранение колониальных форм присутствия Франции в Африке в качестве лоббистов выступает мощный французский бизнес и когорта государственных чиновников, бюрократов, военных.

Франция в Африке, как я уже говорил ранее, соперничает со многими странами. Это местные государства и группы элит, которые недополучают свою выгоду от существующих позиций Парижа. И, конечно, повторюсь, это государства, которые хотят закрепиться на африканском рынке.

- А что насчет Турции?

- Турция со второй половины 90-х годов прошлого века нарастила свою активность на африканском направлении. В период нахождения у власти AK Parti и президента Реджепа Тайипа Эрдогана турецкий бизнес активно действует на африканском направлении, есть и элементы «мягкой силы», такие, как Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TİKA). Существуют и другие центры. Турция развивает с государствами Африки и сотрудничество в сфере безопасности. Правда, определенные экономические трудности мешают Анкаре в полной мере реализовать свои амбиции на африканском континенте. В плане приоритетов Африка для Турции, конечно, значима, однако не имеет такого определяющего смысла, как для Франции.

Ну, а сама Франции в Африке представляет собой колосс на глиняных ногах, которого сбить с этих ног достаточно просто. Давайте вспомним, что Франция получила статус великой державы после Второй мировой войны, и далеко не в силу своих заслуг, а просто потому, что так решили остальные страны, победившие в этой войне. В нынешних условиях Францию, как мне кажется, никто уже не считает великой державой, кроме самой Франции. Так не считают ни ее формальные союзники по блоку НАТО и Европейскому союзу, ни другие центры силы.

- А что вы думаете о политике Франции на Южном Кавказе?

- Конечно, я бы не стал сравнивать политику Парижа в Африке и на Южном Кавказе, где у Франции никогда не было прочного присутствия. Даже несмотря на ее участие в урегулировании конфликтов. Оно всегда было факультативным, второстепенным, ритуальным и малозначимым. Никакой ключевой роли на Южном Кавказе Франция не играла и играть не будет. У нее для этого нет никаких возможностей. Франция может выступать определенным спойлером, разрушающим интригу, примыкать к тем или иным игрокам, но не более.

Но, возвращаясь к Африке, скажу, что Париж там все еще остается влиятельным игроком, пусть и теряющим свою силу.

Лукьянов Григорий Валерьевич

Читать полностью первоисточник: «Media.az»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4