ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

Тайны миропорядка и священного огня раскрыл российский востоковед

24 июля 2024 года

В эпоху правления династии Сасанидов существовала иерархия огней, которая с течением времени претерпевала определенные изменения. «Царем огней» признавался огонь вступавшего на престол монарха. Об этом говорится в научной публикации к.и.н. Дмитрия Мишина из Института востоковедения РАН.

Статья ученого опубликована в последнем номере журнала «Исторический вестник». Выпуск посвящен сакральной географии Ближнего Востока, которая, как пишет Дмитрий Мишин, если понимать под ней расположение мест поклонения, определяется особенностями соответствующего культа.

В новом исследовании речь идет о зороастризме, культе, основателем которого считается жрец Заратуштра. Для зороастризма, сообщает востоковед, во время правления династии Сасанидов был типичен культ священных огней.

Они зажигались в сооружениях, которые можно назвать храмами или святилищами. Но как выбирались места поклонения высшим силам? В ответ на этот вопрос ученый называет два основания.

«С одной стороны, местом поклонения являлось обычно то, где человек мог надеяться на общение с божественным началом; в зороастризме им был огонь, - пишет Дмитрий Мишин.

Кроме того, огонь и сам являлся объектом поклонения. В зороастрийских трактатах он предстает как один из богов, сын верховного бога Ахура-Мазды и благодатная часть его духа, земное воплощение амахраспанд-а Ардивахишта». Этот бог сражается против сил зла, делает человеку добро и покровительствует сословиям.

Священные огни разделялись на несколько категорий. Так, к первой группе отнесены огни, невидимые человеческому глазу: Береза-саванг, «господин огней» - перед Ахура-Маздой; Ху-Фриян - в теле людей и животных; Урвазишт - в растениях, Вазишт - в тучах (он сражался с бесом Спузрешком и показывался при сверкании молнии); Спеништ - в камнях (он использовался в мире для разных полезных дел).

К другой категории относились огни, «составляющие огонь Варахрана». Эти огни считались той частью земного мира, где человек имел больше всего возможностей оказаться рядом с богами.

«Они были реальны и видимы для человека, находились внутри святилищ, где были объектами поклонения; поэтому сакральная география сасанидского зороастризма во многом сосредотачивается вокруг них, - сообщает автор научной работы.

Вместе они обеспечивали поддержание и защиту порядка в мире. Согласно позднему зороастрийскому трактату Бундахишн («Сотворение основного»), Ахура-Мазда, создав их, дал им хварр для охраны мира».

В одном из зороастрийских трактатов исследователь обнаружил любопытный фрагмент, который выглядит так: «Достоверно известно, что Заратуштра спросил Ахура-Мазду, что лучше – (целый) мир или огонь Варахрана. Ахура-Мазда ответил, что огонь Варахрана лучше, чем мир. Заратуштра спросил: «Почему?» Ахура-Мазда ответил: «Из-за того, что не будь огня Варахрана, мир не пребывал бы в порядке».

«Важной составной частью этого поддержания порядка в мире было сохранение сословного уклада, составлявшего основу общественного устройства Сасанидской державы», - отмечает исследователь.

Священные огни устанавливали в новые святилища, перемещали, а в некоторых случаях гасили. Существовала целая иерархия огней, которая с течением времени претерпевала определенные изменения. «Царем огней» признавался огонь вступавшего на престол монарха.

«Падение Сасанидской державы и арабское завоевание стали поворотным моментом и для зороастрийского общества, и его святынь. После этих событий зороастрийский мир развивался в иных условиях; его история на данном отрезке времени представляет собой отдельный объект исследования», - резюмирует ученый.

Сасаниды - это иранская династия, правившая в III-VII веках нашей эры. Основателем считается царь по имени Сасан, потомки которого уничтожили Парфянское царство и установили свою власть на Иранском плато.

Успехи Сасанидов во внешней политике и их победы над римлянами упрочили царскую власть, опиравшуюся на поддержку зороастрийского жречества.

Мишин Дмитрий Евгеньевич

Читать полностью первоисточник: «Родина»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3