ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

Эксперты РСМД обсудили итоги визита Нарендры Моди в Россию (видео)

11 июля 2024 года

10 июля 2024 г. в международном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Россия и Индия в новых условиях. Итоги государственного визита Нарендры Моди в Россию». Эксперты проанализировали текущее состояние отношений Москвы и Нью-Дели, подвели итоги встречи лидеров стран в Москве, обсудили реакцию третьих стран на состоявшийся визит, а также поделились мнением о существующих возможностях и вызовах для российско-индийского партнерства.

Участники:

- Анвар Азимов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации, старший научный сотрудник кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД России

- Алексей Куприянов, руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

- Лидия Кулик, руководитель направления по исследованиям Индии Института развивающихся рынков СКОЛКОВО, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

Тезисы

Анвар Азимов

- Главным успехом прошедшей встречи премьер-министра Н. Моди и президента В. Путина является сам факт визита индийского лидера в Россию на фоне глобальной турбулентности и роста напряженности отношений Москвы со странами Запада. Последний российско-индийский саммит был в 2019 г., что было обусловлено рядом внешних и внутренних факторов, однако лидеры двух стран поддерживали диалог в формате встреч на полях многосторонних мероприятий и в форме телефонных разговоров. Н. Моди пропустил последний саммит ШОС в Астане, поскольку, во-первых, на нем присутствовали лидеры Китая и Пакистана, а, во-вторых, было необходимо подготовиться ко встрече с В. Путиным.

- Инициатива о проведении двустороннего саммита принадлежала России, Индия долго выдерживала паузу в этом вопросе. В итоге Москве удалось убедить Нью-Дели в нацеленности на стратегическое сотрудничество, а его продвижение требовало подписания ряда документов в ходе личной встречи. По итогам визита были приняты два ключевых заявления — общего характера и о развитии стратегических направлений российско-индийского экономического сотрудничества на перспективу до 2030 г. Также были подписаны еще 13 документов разного характера, однако глобальных межправительственных соглашений не было заключено, поскольку визит готовился в сжатые сроки.

- Индия изначально заняла осторожную позицию в отношении конфликта вокруг Украины. Индийское общество и руководство противилось такому развитию событий, в том числе и потому, что Н. Моди по своей сути миротворец. Тем не менее руководство страны не уступило давлению Запада, Индии удается до сих пор достаточно успешно балансировать между Россией и Западом и проводить самостоятельную внешнюю политику, в том числе благодаря ее высокому экономическому потенциалу.

- У Нью-Дели хорошие отношения и с Вашингтоном, и с ключевыми государствами ЕС. Западные страны стремятся расширить свое военное присутствие в Индии. Однако России удается сохранить свое широкое присутствие на индийском военном рынке, увеличивать лицензионное производство на индийской территории. Во второй половине 2024 г. с высокой вероятностью состоятся два заседания межправительственных комиссий — по экономическому и военно-техническому сотрудничеству, — на которых будут определены конкретные ориентиры взаимодействия.

- За последние два года резко вырос объем российско-индийского товарооборота, достигнув показателя в 65 млрд долл. Главная проблема в этой области состоит в дисбалансе торговли из-за низкого показателя индийского экспорта в Россию, поэтому торгово-экономическое лобби в Индии оказывало давление на Н. Моди, чтобы он предпринял шаги, направленные на улучшение ситуации, что также помогло визиту состояться.

- Американцы и европейцы восприняли визит с негодованием, для них он стал полной неожиданностью. Для них позиция Н. Моди по конфликту неблагоприятна. Индийский премьер-министр не пытается быть посредником в конфликте, однако он демонстрирует поддержку позиции глобального Юга, которая близка России.

- В отношениях Индии и Китая задача России — сблизить позиции руководства Нью-Дели и Пекина. Оба лидера приедут в сентябре на саммит БРИКС в Казани, и эту возможность надо использовать.

Алексей Куприянов

- Особого внимания заслуживает совместное заявление по итогам визита Н. Моди, которое содержит большое количество важных пунктов. Одним из них является пункт о совместных проектах на Дальнем Востоке. Идея о сотрудничестве в этом регионе была выдвинута Н. Моди еще несколько лет назад, однако теперь приобрела особую актуальность, учитывая, что Дальник Восток превращается в один из пунктов обеспечения транспортно-логистической связанности России с Индией и другими странами. При этом Дальний Восток нуждается в обновлении транспортной инфраструктуры, и Индия готова инвестировать в различные проекты.

- Другой важный сдвиг в российско-индийском сотрудничестве — это договоренность о строительстве новой АЭС из 6 блоков. Предположительно, АЭС будет расположена на северо-западе или в центральной части Индии. Идея расширения российского присутствия на атомном рынке крайне важна для развития двустороннего энергетического сотрудничества.

- Важное значение имеет продолжение сотрудничества в военно-технической области. Многие контракты были поставлены на паузу, поскольку в условиях конфликта у России не было возможности их реализовывать и тем более наращивать.

- Стороны также достигли договоренности о развитии сотрудничества в образовательной сфере, в космосе, в области борьбы с терроризмом. Россия также поддержала стремление Индии стать постоянным членом СБ ООН и провести реформу организации.

- В России переоценивают внимание Китая к визиту индийского премьера и в целом стремление подать его как альтернативу развитию отношений с Пекином. Москва развивает оба направления независимо друг от друга и не пытается играть на индо-китайских противоречиях. То же самое касается восприятия реакции Запада. Пик давления Запада на Индию, как представляется, уже прошёл, а индийская дипломатия приложила существенные усилия, чтобы с ним справиться. Вполне возможно, что сегодня Запад уже расценивает визит как шаг посредничества в том числе.

Лидия Кулик

- Позитивный тон итогового заявления не является сюрпризом. Возможно, ожидалось больше конкретики, но все сферы, которые лоббировали эксперты и бизнес-сообщество в нем зафиксированы, что свидетельствует о том, что стороны работают по ключевым направлениям.

- Есть два направления анализа визита — его атмосфера и подписанные документы. Обстановка, формальная и неформальная, была крайне позитивной. Документы демонстрируют, с одной стороны, общий взгляд на текущие события и проблемы, стороны подтвердили особо приверженность продвижению особо привилегированного стратегического партнерства. С другой стороны, акцентированы новые направления, например, развитие региональной связанности, где фокусе был сделан на Северном морском пути и сотрудничестве в Арктике. Коридор Владивосток — Ченнаи это тоже важный вопрос, но сегодня инфраструктурных мощностей маршрута недостаточно с обеих сторон, их необходимо наращивать. Трудности испытывает и коридор «Север — Юг», поскольку он мультинациональный и мультимодальный, и необходимо примирять суверенитеты государств.

- Была поставлена новая цель российско-индийского экономического сотрудничества — довести объем товарооборота до 100 млрд долл. Совсем новой темой для двусторонних документов стала тема кадровых ресурсов, которая раньше не поднималась.

- Тема Дальнего Востока имеет важное значение в том числе с точки зрения энергетического сотрудничества, в частности, в области поставок СПГ. В последние годы активно наращиваются поставки в Индию нефти и угля, однако поставки газа не растут такими же темпами, что необходимо исправить.

- Стороны подтвердили намерение работать над сопряжением платежных систем, однако необходимо поднимать этот вопрос с другими странами БРИКС.

- Очень важное значение имеет меморандум между Российским фондом прямых инвестиций и Invest India. Это определенно позитивный шаг для развития бизнес-взаимодействия двух стран. Столь же важно для бизнеса соглашение между арбитражными институтами двух стран, потому что ранее у сторон были разные предпочтения по арбитражу, и это вызывало проблемы. Теперь есть возможность создать арбитраж в рамках БРИКС.

- Сотрудничество в энергетике должно быть дополнено повесткой сотрудничества в области устойчивого развития и экологии.

Кулик Лидия Викторовна

Читать полностью первоисточник: «РСМД»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Август 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1