Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации
Установлено секретное оружие России в Первой мировой войне
24 сентября 2024 года
Любопытное исследование в свежем выпуске журнала «Воронцово поле» представила кандидат исторических наук Татьяна Филиппова из Института востоковедения РАН. Она изучила журналы «Новый Сатирикон», издававшиеся в 1914-1916 годах, и пришла к выводу о том, что отечественные журналисты 110 лет назад открыли свой собственный - сатирический – «фронт».
Историк отмечает, что произошло это в момент обрушения человечества в катастрофу Первой мировой войны. В дореволюционной России сатира занимала особое место. Тогда и появились первые сатирические комиксы - рисунки с подписями, при помощи которых при понятном ограничении гласности создавались новые, особые формы общения с читателем.
«Вместе с тем сатирический рисунок и текст всегда несли в себе мощный пропагандистский потенциал, эффективность использования которого напрямую зависела от таланта и «включенности» их создателей в актуальную политическую повестку. В годы Первой мировой этот факт проявил себя с особой силой», - пишет Татьяна Филиппова.
В качестве предмета своего исследования историк выбрала журнал «Новый Сатирикон». Он начал издаваться примерно за год до начала Мировой войны, но вскоре стал лидером отечественной сатирической журналистики.
Большую заслугу в этом автор публикации видит в работе блистательного состава редакции во главе с талантливым и энергичным Аркадием Аверченко, которые совместно создали то, что Татьяна Филиппова назвала «повседневным свободомыслием».
«Умело преодолевая цензурные рогатки, новосатириконовцы - карикатуристы, фельетонисты, поэты-сатирики - взяли на себя в годы войны тяжкую миссию стихией смеха восстанавливать порядок в умах и душах читателей, разделяя с ними груз небывалых испытаний», - следует из научной работы.
Центральным объектом критики и главным образом врага сразу стал «германец», «немец». В журнале высмеивался обобщенный образ врага цивилизации и свирепого агрессора. Но, как отмечает автор, он был в значительной степени сформирован именно реалиями Первой мировой войны и новыми задачами пропаганды военного времени.
«Вынужденную новизну такого портретирования немца не раз подчеркивали исследователи, отмечая тот шок, который испытало с началом сражений в Европе русское общество, которому так не хотелось верить в реальность «немца» как откровенного и жестокого врага», - пишет Татьяна Филиппова. - Ведь по традиции оно привыкло воспринимать его как культуртрегера, просветителя, носителя европейской учености… С началом военных действий на подкрепление и углубление фобийной составляющей этого образа заработали все исторические архетипы «тевтонца», «германца-агрессора» как концентрированного воплощения «угрозы с Запада».
Критический настрой, актуализированный сатириками, подготовил читателей к восприятию образа «немца» как открытого врага и воплощение смертельной опасности для России.
В то же время «Новый Сатирикон» удачно иронизировал над беспомощностью и бездействием мирового сообщества перед ростом германских агрессивных настроений, хорошо подкрепленных военно-промышленной мощью державы Гогенцоллернов.
«Изображение германского кайзера, по ошибке захватившего на мирную конференцию в мае 1914 года вместо списка ее участников длинный счет за поставки оружия, вызывает скорее ироничную улыбку, но не возмущение (как это будет позднее)», - пример такого комикса приводит исследователь.
В целом же патриотический порыв в России в первые дни войны в журнале был отражен оптимистично: он представлял собой картину единства всех слоев русского общества, поданную на фоне аллегорической фигуры России-воительницы, могучей девицы в доспехах.
Филиппова Татьяна АлександровнаЧитать полностью первоисточник: «Родина»
Все новости ИВ РАН в СМИ >>