ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

Установлено секретное оружие России в Первой мировой войне

24 сентября 2024 года

Любопытное исследование в свежем выпуске журнала «Воронцово поле» представила кандидат исторических наук Татьяна Филиппова из Института востоковедения РАН. Она изучила журналы «Новый Сатирикон», издававшиеся в 1914-1916 годах, и пришла к выводу о том, что отечественные журналисты 110 лет назад открыли свой собственный - сатирический – «фронт».

Историк отмечает, что произошло это в момент обрушения человечества в катастрофу Первой мировой войны. В дореволюционной России сатира занимала особое место. Тогда и появились первые сатирические комиксы - рисунки с подписями, при помощи которых при понятном ограничении гласности создавались новые, особые формы общения с читателем.

«Вместе с тем сатирический рисунок и текст всегда несли в себе мощный пропагандистский потенциал, эффективность использования которого напрямую зависела от таланта и «включенности» их создателей в актуальную политическую повестку. В годы Первой мировой этот факт проявил себя с особой силой», - пишет Татьяна Филиппова.

В качестве предмета своего исследования историк выбрала журнал «Новый Сатирикон». Он начал издаваться примерно за год до начала Мировой войны, но вскоре стал лидером отечественной сатирической журналистики.

Большую заслугу в этом автор публикации видит в работе блистательного состава редакции во главе с талантливым и энергичным Аркадием Аверченко, которые совместно создали то, что Татьяна Филиппова назвала «повседневным свободомыслием».

«Умело преодолевая цензурные рогатки, новосатириконовцы - карикатуристы, фельетонисты, поэты-сатирики - взяли на себя в годы войны тяжкую миссию стихией смеха восстанавливать порядок в умах и душах читателей, разделяя с ними груз небывалых испытаний», - следует из научной работы.

Центральным объектом критики и главным образом врага сразу стал «германец», «немец». В журнале высмеивался обобщенный образ врага цивилизации и свирепого агрессора. Но, как отмечает автор, он был в значительной степени сформирован именно реалиями Первой мировой войны и новыми задачами пропаганды военного времени.

«Вынужденную новизну такого портретирования немца не раз подчеркивали исследователи, отмечая тот шок, который испытало с началом сражений в Европе русское общество, которому так не хотелось верить в реальность «немца» как откровенного и жестокого врага», - пишет Татьяна Филиппова. - Ведь по традиции оно привыкло воспринимать его как культуртрегера, просветителя, носителя европейской учености… С началом военных действий на подкрепление и углубление фобийной составляющей этого образа заработали все исторические архетипы «тевтонца», «германца-агрессора» как концентрированного воплощения «угрозы с Запада».

Критический настрой, актуализированный сатириками, подготовил читателей к восприятию образа «немца» как открытого врага и воплощение смертельной опасности для России.

В то же время «Новый Сатирикон» удачно иронизировал над беспомощностью и бездействием мирового сообщества перед ростом германских агрессивных настроений, хорошо подкрепленных военно-промышленной мощью державы Гогенцоллернов.

«Изображение германского кайзера, по ошибке захватившего на мирную конференцию в мае 1914 года вместо списка ее участников длинный счет за поставки оружия, вызывает скорее ироничную улыбку, но не возмущение (как это будет позднее)», - пример такого комикса приводит исследователь.

В целом же патриотический порыв в России в первые дни войны в журнале был отражен оптимистично: он представлял собой картину единства всех слоев русского общества, поданную на фоне аллегорической фигуры России-воительницы, могучей девицы в доспехах.

Филиппова Татьяна Александровна

Читать полностью первоисточник: «Родина»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1