ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

Исламовед Фарид Асадуллин: «Государственно-исламские отношения в России сейчас на пике»

23 ноября 2024 года

Какую роль в истории Москвы играет Восток? Почему первожитель столицы Кучка заслуживает памятника в Болгаре? Обратим ли процесс переезда в Россию трудовых мигрантов из стран Центральной Азии? Об этом и многом другом «Татар-информу» рассказал ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, советник председателя ДУМ РФ Фарид Асадуллин.

«С тех пор меня преследовали тюрко-арабские сюжеты в истории Москвы»

- Фарид Абдулович, ваша последняя книга посвящена Востоку в историческом наследии Москвы. И в своих исследованиях вы часто обращаетесь к этой теме. Почему Восток играет существенную роль в истории столицы?

- Начать нужно с того, что я востоковед. Заканчивал кафедру арабской филологии Восточного факультета Ленинградского государственного университета. Долгое время я мыслил себя исключительно в области практического востоковедения и научного изучения стран Магриба. Но, побывав в Йемене, Ливии и других арабских странах на рубеже 1980-1990-х годов, я познакомился с Равилем-хазратом Гайнутдином, тогда имам-хатыбом Московской соборной мечети.

Тесное общение с ним и совместные поездки постепенно натолкнули на мысль о том, что Москва интересна в плане изучения ее восточных, арабо-мусульманских корней. Таким образом, к столетию Московской соборной мечети (2004 год, - прим. Т-и) была написана моя первая большая книга «Москва мусульманская», переведенная потом в Саудовской Аравии на арабский язык. Счастливым образом мои востоковедные компетенции соединились с исламоведческой деятельностью, совместной работой с Равилем-хазратом.

Написав свою первую книгу, я понял, что это только первый культурный слой, который я снял с «восточной» истории Москвы. Дальше - больше. Появились мои другие пять книг по близкой проблематике. В принципе, к сегодняшнему дню я могу себя назвать одним из первооткрывателей восточно-мусульманских сюжетов столицы, после известного ученого-востоковеда Валиахмета Садура, который давно подсказал, что темой Востока можно заниматься с разных исследовательских «углов». Сегодня тема Востока в истории Москвы – это достаточно хорошо разработанная научная отрасль москвоведения.

В книге «От Кучки до Гайнутдина» (2022) я пытаюсь мысленно провести ретроспекцию от московского муфтия Равиля-хазрата, олицетворяющего современный облик российского ислама, до первожителя столицы Кучки, который жил в одно время с официальным основателем столицы князем Юрием Долгоруким. Изучение литературного памятника XVI века - «Повести о начале Москвы» - привело к тому, что я обнаружил у Кучки болгарские корни. Так родилась идея написать историю тюрко-мусульманского мира Москвы, начиная от выходца из Волжской Булгарии до уроженца Татарстана XX века.

В 1993 году, когда Москва отмечала 500-летие улицы Арбат, меня пригласили на одно из больших городских научно-практических мероприятий. Вместе с москвоведами мы обсуждали исторические корни слова «арбат». С одной стороны, это «арба» («телега» с татарского). С другой — «рибат», арабский корень, некое фортификационное сооружение. Одним словом, эти тюрко-арабские сюжеты с тех пор меня постоянно преследовали.

«Исламская проблематика объединяет арабо-мусульманский мир с Россией. Через Казань»

- Восток и религия понятия единые?

- В принципе, это касается любой цивилизации. Религия - это главный фермент цивилизации. Когда мы говорим «Восток», это ведь не только ислам, но и буддизм, иудаизм и христианство. Но если мы говорим о Востоке, имея в виду, что Казань стала сегодня официальным представителем России на Востоке, то, конечно, это ислам.

Восток и ислам для меня, в общем, эквивалентные вещи. Не понимая ислама и его истории, очень трудно понять, что означает Восток для Татарстана, для России, для других регионов, где ислам укоренен столетиями.

- Что вы имеете в виду, говоря о восточном историческом наследии?

- Прежде всего, это летописные и литературные памятники, архитектура, археология, топонимика. Все это в комплексе дает ответ, почему Восток имеет суперважное значение. Особенно сейчас, когда идет глобальный разворот в сторону Востока. Здесь речь, конечно, не только о Китае, но и обо всем арабо-мусульманском мире во всем его разнообразии. Казанский саммит стран БРИКС показал представительство мусульманского мира в полной мере.

- К слову о мусульманском аспекте в объединении БРИКС. Как вы его оцениваете?

- Он очень важен. Я думаю, что это будет одна из магистральных линий глобального сотрудничества в мире XXI века. И Иран, и Саудовская Аравия, и Турция - исламская проблематика объединяет арабо-мусульманский мир с Россией, через Казань, конечно. В данном случае – Казань, хотя и Чечня, и Северный Кавказ в целом, и бывшие республики СССР – это культурно и цивилизационно близкие нам народы. Я вижу здесь разворот истории, который приведет к очень интересным результатам в ближайшие годы.

- До саммита БРИКС в Казани была подписана резолюция духовных лидеров мусульман стран этого объединения, и пункты этой резолюции приняли на самом саммите. В чем значимость таких соглашений?

- Резолюция была сформирована по инициативе Равиля-хазрата. Помимо того, что он высшее духовное лицо, он еще и государственный деятель. Не как политик, а как гражданин страны. Естественно, думая о будущем страны, он думает о месте ислама и судьбе своих прихожан в российском многонациональном обществе. То, что он говорит, - это продуманные шаги, которые обсуждаются внутри уммы и джамаата.

Понимая возросшее значение религиозного фактора в стране и мире, мы стремимся не упускать выстраивание государственно-церковных отношений и возросшую роль ислама в XXI веке. В московском муфтияте разрабатываются самые разные просветительские и религиозно-культурные программы. Тот же Международный конкурс чтецов Корана в Москве проходит уже 22-й раз. Точечных программ, включая научные, очень много. Таким образом, мы презентуем современный ислам в многонациональной стране.

Как я понимаю, и Администрация Президента России, и Правительство видят рациональное зерно в наших мероприятиях и резолюциях к ним. Наши подходы учитываются и принимаются во внимание. Государственно-исламские отношения сейчас находятся на пике, чего не было вообще никогда в истории страны. Если вспомнить отечественную историю, ислам сначала был гонимой религией, потом терпимой. Сейчас это принятая обществом и всеми ветвями власти официальная религия, о чем есть указание в Конституции.

«Никто из историков не проложил связь между Кучковым полем и Волжской Булгарией»

- Почему Восток так тянется к Москве?

- В последней моей книге «Восток в историческом наследии Москвы» (2023) есть упоминание о том, что ислам официально пришел на территорию современной России в 922 году. Хотя источники, в частности Ибн Фадлан, пишут о IX веке. Ислам – это традиционная религия для 40 народов, живущих сегодня на территории России. Мусульманские народы живут на своих исконно исторических землях.

Я начал вам рассказывать про Кучку: к моменту знакомства с Юрием Долгоруким он уже жил вблизи Боровицкого холма, где сейчас Кремль. Это место называлось Кучково поле. Когда ты начинаешь изучать летописи, понимаешь, что корни Кучки из Волжской Булгарии. Кучка - «кучук», что означает «маленький», или «кучкэн», что значит «перемещенный». Это ареал древне-тюркского мира и языка, к которому имел прямое отношение весь род Кучковичей. Было бы правильно запечатлеть Кучку в виде памятной статуи на территории Болгарского исторического заповедника.

- Какова роль «Кучука» в истории Москвы?

- Это ключевая фигура ранней истории столицы, определяющая угол зрения на последующие исторические события Москвы и России. Ведь история Руси веками писалась и переписывалась летописцами в монастырских кельях с целью показать ее как историю прежде всего христианского государства, не обращая внимание на роль тюркоязычных (мусульманских) народов, часто игнорируя очевидные факты. И не только летописцами, но позднее и светскими советскими историками.

Были подняты другие летописные источники, была изучена богатая история взаимоотношений Волжской Булгарии, Суздаля и Владимира. В моих книгах все это довольно подробно изложено и описано.

- Почему вы решили связать Кучку именно с Равилем-хазратом?

- Если вы о названии, то это, с одной стороны, литературно-художественный прием с целью заинтересовать читателя. С другой - корни их обоих из того места, которое раньше называлась Волжская Булгария, а теперь называется Татарстан.

- Получается, в каком-то смысле Равиль-хазрат тоже выходец из «Волжской Булгарии».

- Правильно заметили. Равиль-хазрат - уроженец Татарстана и Казани в первую очередь. Как и я сам, и многие московские татары.

Асадуллин Фарид Абдуллович

Читать полностью первоисточник: «Татар Информ»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5