ИВ РАН

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации

Тлеющий вулкан Ближнего Востока: как преодолеть кризис вокруг Храмовой горы? (материал Татьяны Карасовой)

15 августа 2017 года

Храмовая гора остаётся тлеющим вулканом, способным разжечь межконфессиональные и политические противоречия Ближнего Востока. Последний кризис, разгоревшийся в июле 2017 года, не привёл, как опасались на израильской стороне, к новой палестинкой интифаде. Однако понятно, что проблема не решена и возможности использовать чувства верующих для организации новых террористических нападений не исчерпаны.

Значение Старого города в Иерусалиме как священного места для трёх великих религий – христианства, мусульманства и иудаизма – выходит далеко за рамки палестино-израильского конфликта. Тем более оно важнее частных случаев нарушения зыбкого статуса святой для всех мусульман мира Храмовой горы, где «на руинах древних иудейских храмов стоят мечети Аль-Акса и Куббат ас-Сахра». Любое обострение палестино-израильского противостояния по поводу иерусалимской проблемы вообще и Храмовой горы в частности немедленно становится общерегиональной проблемой Ближнего Востока и, естественно, привлекает внимание всего мира.

Июльский кризис вокруг Храмовой горы уходит своими корнями в итоги войны 1967 года, когда данная часть Старого города вместе с Восточным Иерусалимом была завоёвана Израилем у Иордании. С точки зрения международного права, Восточный Иерусалим, включая Храмовую гору, считается оккупированной территорией и не признается израильской территорией. Под давлением арабского мира управление Храмовой горой было передано иорданскому мусульманскому фонду (вакфу). В 1993 году после подписания соглашений в Осло управление вакфом перешло от Иордании к Палестинской автономии. До настоящего времени такой статус Храмовой горы сохраняется. Статус-кво предполагает, что на Храмовой горе, могут молиться только последователи ислама, а представителям других конфессий разрешается свободно её посещать. Израиль со своей стороны, согласно соглашению, должен обеспечивать безопасность этого святого места. Все связанные со святыней вопросы координируются в канцелярии премьер-министра Израиля.

Любые попытки пересмотра такого порядка провоцировали не только волнения на Храмовой горе, но и беспорядки на всех палестинских территориях. В 2000 году, например, организованный Ариэлем Шароном с представителями ликудовской фракции в Кнессете поход на Храмовую гору (без согласования с вакфом) накануне праздников Нового года (Рош Ха-Шана) вызвал возмущение палестинцев, быстро переросшее в кровопролитные столкновения в Палестинской автономии, что привело ко второй интифаде – палестинскому восстанию, охватившему все оккупированные территории.

Не раз местность, прилегающая к Храмовой горе, была свидетелем столкновений верующих иудеев и мусульман, а также становилась объектом нападения террористов. Последний кризис начался 14 июля 2017 года, в пятницу, когда трое израильских арабов (то есть не палестинцев с оккупированных территорий) убили двух полицейских и ранили третьего, дежуривших у входа на Храмовую гору. После вооружённого нападения израильские власти отменили там пятничную молитву, закрыли (впервые за 50 лет) доступ к мечетям для изучения места преступления. Затем были предприняты дополнительные меры безопасности, в частности – установлены металлодетекторы. Муфтий Иерусалима и лидеры Вакфа усмотрели в этом ущемление прав мусульман.

Немедленно начались столкновения мусульман с израильской полицией, охватившие Старый город. Арабы-мусульмане обвинили Израиль в использовании трагедии как предлога для ограничения их прав на третью по значимости святыню ислама. Отказавшись подниматься к мечетям Храмовой горы до полной отмены израильских мер контроля, мусульмане устраивали на иерусалимских улицах массовые молитвы, регулярно перерастающие в столкновения с полицией.

На оккупированных территориях прошли демонстрации и митинги против действий израильских властей в Иерусалиме. Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас объявил о замораживании режима совместной с Израилем координации по безопасности до восстановления прежних порядков обеспечения безопасности Храмовой горы.

Руководство ФАТХ и ХАМАС одобрили план массовых протестов на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) как часть «Дня гнева». Аббас одобрил встречу между представителями различных палестинских фракций, включая Танзим (араб. «организация») – правохристианская радикальная националистическая политическая организация и военная милиция Ливана, связанная с ФАТХ. В ходе последовавших волнений пятеро палестинцев погибло, в результате террористического нападения на еврейское поселение на ЗБРИ была убита семья еврейских поселенцев. Всего в стычках с полицией пострадало около 400 человек.

Опасаясь угрозы нового восстания на территориях, Нетаньяху был вынужден пойти на уступки и отменить многие меры по введению на Храмовой горе более строгого режима. Сняты, в частности, рампы металлоискателей, камеры, многие заграждения. Тела трёх убитых арабов, обвинённых в нападении на израильских полицейских, переданы родственникам, а не захоронены, как это заведено, в безымянных могилах, когда речь идёт о террористах. 27 июля обычный режим контроля был восстановлен. Иерусалимский муфтий объявил, что кризис окончен. Вакф признал, что Израиль, вопреки сообщениям некоторых арабских СМИ, не навредил артефактам Храмовой горы. Палестинцы отпраздновали это как собственную, довольно редкую победу.

Таким образом, кризис был урегулирован мирным путём, благодаря решениям израильского правительства по снижению напряжения сторон, а также решению вакфа прекратить нарастание противостояния и объявить кризис исчерпанным.

Хотя кризис себя исчерпал, на региональном уровне последовала вполне предсказуемая довольно резкая реакция мусульманских стран региона. Действия израильских властей в районе Храмовой горы осудили во многих арабских и мусульманских странах. Самым тяжёлым последствием кризиса можно считать ухудшение отношений с Иорданией, связанное не только с широким недовольством граждан Иордании реакцией Израиля на теракт на Храмовой горе, но и с убийством иорданца израильским охранником у израильского посольства в Аммане. Резкая реакция короля Абдуллы была вызвана в частности тем, что по распоряжению Нетаньяху охраннику, обвинённому в убийстве, было разрешено вернуться в Израиль.

С критикой Израиля выступил саудовский принц Абдул-Азиз Бин Фахд, призвав мусульманский мир вмешаться в кризис вокруг Храмовой горы, поскольку «каждый мусульманин обязан на пределе своих возможностей поддерживать» как палестинцев, так и священную мечеть Аль-Акса. Пакистан и Турция выразили своё недовольство действиями Израиля. В Стамбуле 1 августа по требованию Турции было проведено Чрезвычайное заседание исполкома глав МИД стран-членов Организации исламского сотрудничества (ОИС) с целью обсуждения событий вокруг мечети Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме. Исполком ОИС решительно осудил действия Израиля…

Читать полностью первоисточник: «Валдай»

 

Все новости ИВ РАН в СМИ >>

Календарь ИВ РАН

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5