Новости науки
20 июня 2020 года
Экспертный круглый стол «Конфликт в Южно-Китайском море: современные вызовы и угрозы»
20 июня 2020 года в Институте востоковедения РАН в режиме он-лайн конференции прошел экспертный круглый стол, посвященный ситуации, сложившейся сегодня в Южно-Китайском море.
Дело в том, что в последнее время ситуация в этом регионе мира заметно обострилась, зафиксированы нападения китайских патрульных кораблей на вьетнамских рыбаков, преследование китайскими судами малайзийского исследовательского судна, направлены взаимные протесты и обвинения на дипломатическом уровне. Все это вновь возвращает нас к тому, что акватория ЮКМ может стать очагом серьезного конфликта.
Еще большее беспокойство вызывает очевидное желание США использовать обострение ситуации в ЮКМ в своих целях, принять активное участие в происходящих там событиях и вплести конфликт вокруг ЮКМ в общее поле американо-китайского глобального противостояния. В России, где внимательно следят за всеми происходящими в ЮКМ событиями, как и в мире, выражают обеспокоенность развитием происходящих там событий. В связи со всем этим и было принято решение провести круглый стол по ЮКМ, как в рамках регулярного мониторинга ситуации, проводимой Центром ЮВА ИВ РАН, так и с точки зрения оценки рисков превращения ЮКМ в зону глобального конфликта. На конференции с докладами выступили известные российские политологи: профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Дальнего Востока СПбГУ, директор Института Хо Ши Мина В.Н.Колотов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН П.А. Гудев, кандидат политических наук, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России Е.В. Колдунова, доктор исторических наук, профессор НИУ ВШЭ Е.А. Канаев, доктор исторических наук, заведующий Центром ЮВА, Австралии и Океании ИВ РАНД.В. Мосяков.
Представленные ими доклады охватили ключевые проблемы ситуации в ЮКМ – от вопросов юридического-правового характера и до военных и экономико-политических проблем. В докладе В.Н. Колотова (СПбГУ) «Изменение баланса сил в Южно-Китайском море как вызов для региональной безопасности» - речь шла о дуге нестабильности, которая охватывает не только Юго-Восточную Азию, но и весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Военные приготовления США, попытки превратить Индо-Тихоокеанский регион в некий антикитайский военный союз вызывают очевидное беспокойство. Докладчик отмечал, что распространение дуг нестабильности на Индо-тихоокеанский регион, увеличение числа и военных маневров и количества их участников не приближают ЮКМ к миру, а скорее, наоборот, только повышают угрозу широкомасштабной войны.
В докладе П.А. Гудева (ИМЭМО РАН) «Ползущая экспансия КНР в ЮКМ: правовая оценка» основное внимание было уделено юридическим аспектам конфликта в ЮКМ. Он подчеркнул, что именно Китаем реально нарушаются ключевые положения конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Китай также отказался признать юрисдикцию и решения Гаагского трибунала по морскому праву и, тем самым, фактически оставил ЮКМ без какого-либо обязывающего юридического компонента, который регулировал бы ситуацию. Единственная надежда на то, что события там вновь войдут в легитимное русло права заключается в том, чтобы все участники конфликта завершили разработку и подписали новый кодекс поведения в ЮКМ.
В докладе Е.В. Колдуновой (МГИМО) «АСЕАН: региональная ситуация после пандемии COVID-19 и проблемы Южно-Китайского моря», отмечалось, что пандемия COVID-19 изменила глобальный и региональный ландшафт, став серьезным тестом для национальных систем управления здравоохранением и системы международного сотрудничества как в области реагирования на новые эпидемиологические риски, так и во многих других сферах. На фоне развития пандемии обострились или начали трансформироваться и другие глобальные и региональные проблемы, в том числе и проблема территориальных споров в Южно-Китайском море. В представленном докладе делается вывод о том, что глобальная пандемия оказала значительное влияние как на страны АСЕАН, так и на их отношения с Китаем.
В докладе Е.А. Канаева (НИУ ВШЭ) «Южнотихоокеанский контекст эволюции проблемы Южно-Китайского моря» проанализирована ситуация в южной части Тихого океана как фактор влияния на состояние и дальнейшую трансформацию проблемы Южно-Китайского моря. Подчеркнув, что в современных условиях эволюцию проблемы Южно-Китайского моря определяет не столько динамика отношений между втянутыми в противостояние международными игроками, сколько внешний контекст ее развития, докладчик остановился на характеристике политики Китая, Австралии и США в южной части Тихого океана, подчеркнув, что Поднебесная переигрывает конкурентов. Это обусловлено, в первую очередь, подключением Новой Зеландии, Папуа-Новой Гвинеи и малых государств ЮТО к Инициативе пояса и пути, что ведет к притоку китайских инвестиций в их экономики и как следствие – их поддержке политики КНР. Переходя к анализу проекта Индо-Тихоокеанский регион как ответа на ИПП, профессор Е.А. Канаев указал на ограниченный потенциал этой инициативы вследствие ее политизированности, отсутствия проработанной экономической повестки и невозможности создания эффективно функционирующих институтов сотрудничества. В конце доклада его автор выявил особенности современных внутриполитических и внутриэкономических проблем стран Южной части Тихого океана (на примере Австралии), указав на экономические трудности как следствие пандемии COVID-19, снижение ВВП и мирового спроса, торговые трения с Китаем и перспективы их углубления после подписания американо-китайского торгового соглашения (т.н. «соглашения по первому этапу»). Основной вывод доклада таков, что Поднебесная является и будет и впредь оставаться слишком значимым партнером для стран ЮТО, чтобы они прибегали к действиям в Южно-Китайском море, способным вызвать негативно отразиться на ее интересах.
Д.В. Мосяков (ИВ РАН) в своем докладе «Современная ситуация в ЮКМ и политика Вьетнама» отметил, что вьетнамское руководство в своей политике относительно конфликта в Южно-Китайском море твердо придерживается линии за сохранение мира и стабильности, на решение существующего конфликта исключительно мирными средствами.
В то же время, – сказал Д.В. Мосяков, – сложносоставная вьетнамская политика в отношении конфликта в ЮКМ предполагает также максимально задействовать возможности стран АСЕАН как важного фактора мира, при поддержке которого открывается возможность для формирования более спокойной и прогнозируемой ситуации в морских акваториях Южно-Китайского моря. Большие надежды в этой связи возлагаются на подписание конвенции о кодексе поведения в Южно-Китайском море. Этот документ разрабатывается долго и трудно, явно встречается с серьезными трудностями, но именно Вьетнам и его представители последовательно выступают за завершение работы над ним и его принятие.
В своей политике относительно ситуации в ЮКМ Вьетнам придает огромное значение сотрудничеству с другими крупными азиатскими и внерегиональными державами, которые также способны позитивно влиять на ослабление напряженности в ЮКМ. Это Индия, Австралия, Япония и Россия, с которыми отношения сегодня находятся на очень высоком уровне сотрудничества. Их экономическое и политическое участие в событиях в ЮКМ способно также склонить чашу весов в пользу мира и стабильности.
По мнению, высказанному Д.В. Мосяковым, Вьетнам сегодня один из ключевых факторов мира и стабильности и вносит огромный вклад в дело мира в Южно-Китайском море.
В ходе дискуссии были высказаны различные точки зрения и, в частности, указывалось, что ситуация в Южно-Китайском море становится все более напряженной в первую очередь из-за того, что Китай не отказывается от своих амбиций «монополизация Южно-Китайского моря», несмотря на общественное мнение и международное право. Было высказано общее мнение, что ключевой процесс относительно ЮКМ – это подготовка и подписание соглашения о кодексе поведения в Южно-Китайском море.
Участники дискуссии отмечали, что Китай в принципе согласен подписать кодекс поведения в ЮКМ и в этой связи он в последнее время серьезно скорректировал свою стратегию, стал в целом действовать более гибко, использовать экономические рычаги вроде соглашения о совместном сотрудничестве с некоторыми странами региона по разведке и добыче полезных ископаемых. В то же время, при оценке его действий возникает ощущение, что Пекин явно старается в некотором смысле вбить клин между странами АСЕАН, заигрывая с Филиппинами и ужесточая давление на Вьетнам. Цель его очевидна – добиться подписания соглашения о кодексе поведения в ЮКМ на своих условиях. Так, например, китайские представители по некоторым сообщениям предлагают ввести в кодекс положение о том, что накладывается запрет участникам соглашения обращаться к третьим странам без согласия других участников кодекса.
Такое положение, по мнению участников «круглого стола», способно будет серьезно ограничить возможности стран Южно-Китайского моря обращаться за поддержкой к внерегиональным державам. Очевидно и другое, введя такой пункт в кодекс поведения, в Пекине рассчитывают предотвратить вмешательство со стороны США в дела стран региона.
Участники дискуссии также сделали вывод о том, что одной из главных целей политики Китая в регионе является желание поставить минеральные богатства ЮКМ под свой контроль, сделать именно этот район базовым в обеспечении энергетических потребностей страны. При этом Пекин готов нарушать и реально нарушает законные права и интересы своих соседей, включая Вьетнам. Китайские представители и не скрывают, что рассматривают акваторию этого моря как свое «морское подбрюшье», как стратегический бастион против возможной агрессии со стороны США. Этим они объясняют активную милитаризацию незаконно построенных насыпныхостровов в ряде районов ЮКМ.
В этой связи участники конференции особо выделили последовательную политику Вьетнама на разрешение споров в Южно-Китайском море исключительно мирными средствами, в соответствии с международным правом, конвенциями ООН по морскому праву. Готовность Вьетнама к переговорам, его желание найти компромисс, являются важным фактором, работающим на мир и стабильность в ЮКМ.
В ходе дискуссии участники «круглого стола» затронули и важные аспекты политики России относительно ситуации в ЮКМ. Все они указали на неизменность российской политики, смысл которой в том, чтобы сохранить нейтралитет, не допустить втягивание страны в этот конфликт.Россия уже долгое время призывает стороны разрешать спорные моменты на основе мирной дипломатии, соблюдать нормы международного права, и содействовать переговорам по кодексу поведения сторон в ЮКМ, который должен иметь реальную юридическую силу. Такая позиция, по мнению участников дискуссии, полностью отвечает интересам всех сторон конфликта и задаче по постепенному мирному продвижению к решению всех спорных вопросов.
Календарь ИВ РАН
Декабрь 2024 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |