ИВ РАН

Новости науки

15 марта 2023 года

Доклад А.В. Сапронова «Концепт “возраст” в индонезийской лингвокультуре»

Доклад А.В. Сапронова «Концепт “возраст” в индонезийской лингвокультуре» Доклад А.В. Сапронова «Концепт “возраст” в индонезийской лингвокультуре»

 
15.03.2023 в рамках семинара «Текстология и источниковедение Востока» выступил А. В. Сапронов с докладом, посвященным современной индонезийской лингвокультурологии.

Как рассказал А.В. Сапронов, концепт ВОЗРАСТ – это один из важнейших элементов лингвокультурной среды, в которой существует человек. Специфические представления о возрасте человека и его общественное восприятие оказывают влияние на образование терминов родства, системы обращений и вежливости, лексического маркирования правил поведения. Соответственно, в контексте терминов родства возрастная характеристика человека оказывается более существенной, чем половая, поскольку лексемы для обозначения сиблингов образуются не в связке с полом, как это происходит, например, в русском языке (брат, сестра), а с возрастом: kakak – старший сиблинг, adik – младший сиблинг. Система социальных обращений и вежливости основана на терминах родства, поэтому, казалось бы, не совсем тактичный для русской лингвокультуры вопрос о возрасте является необходимым коммуникативным маркером для определения подходящего обращения, выполняющего в том числе функцию личного и притяжательного местоимений в устной речи. Так, например, аналогами русских обращений «госпожа» и «господин» являются лексемы ibu «мать» и bapak/pak «отец», а вариант слова с семантикой «старший брат» – mas – применяется в таком специфическом значении как «старший мужчина равного или более низкого социального статуса». Для возрастных канцеляризмов используется прием слоговой аббревиации: например, младенец – balita (bawah lima tahun – менее пяти лет), пожилой – lansia (lanjut usia – досл. продолжительный возраст).

В концепте «возраст» можно разграничить такие фазы, как детство, подростковый возраст, несовершеннолетие, совершеннолетие, молодость, старость. Подростковый возраст не выделялся в качестве жизненного этапа в представлениях традиционных обществ, поэтому для его обозначения используются производные лексические сочетания. Примечательно, что сам по себе возраст считается свойством присущим только взрослым людям, достигшим зрелости.

Таким образом, концепт «возраст» является одним из основных для индонезийской лингвокультуры. Возраст человека во многом определяет его социальное положение и систему обращений, опирающуюся на термины родства. Сам по себе «возраст» воспринимается присущим только взрослым совершеннолетним людям, тогда как дети и подростки считаются еще не достигшими «возраста». Семантика слов, маркирующих возрастные фазы, разнообразна и выходит за рамки обозначенного семантического поля.

Календарь ИВ РАН

Февраль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 1 2 3

Анонсы

28 февраля 2024 года
Доклад Б.У. Китинова о путешествии на Алтай
Семинар «Место встречи - Восток». Организатор: Отдел истории Востока.
28 февраля 2024 года
Очередной семинар из серии «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»
На семинаре прозвучит доклад искусствоведа и культуролога Елены Олеговны Графовой «Предметы коллекций MOISEIKIN в художественном осмыслении русского модерна: связь науки, искусства и русской культуры в XIX–XXI вв.»